Из публикаций 2004–2020

Музыка и Электроника, 2020, № 2, с. 2-5, рубрика «Мастер»

обложка номера
Е.В.Орлова Елена Орлова,
кандидат искусствоведения, член Союза московских композиторов
Валаамский распев и музыкальная электроника
иеродиакона ГЕРМАНА (Геннадия Рябцева)



Обладание сольным авторским проектом в области psychedelic-rock, увлечение восточной музыкой, а затем воссоздание и обновление церковного валаамского распева — таковы некоторые вехи удивительной музыкально-творческой траектории Герман (Рябцев) иеродиакона Германа (Рябцева) — композитора и аранжировщика, ныне известного зачинателя современной традиции одного из направлений древнего знаменного пения.
Кардинальный поворот жизненного пути талантливого рок-музыканта Геннадия Рябцева в свое время был для многих неожиданным. О его втором — духовном рождении в смиренномудрого иеродиакона Германа и в то же время музыкально-творчески активного регента, влившего новую жизнь в традицию древнерусского валаамского распева, постепенно становится известно по телефильмам, радио и телепередачам, публикациям в прессе. Но далеко не все из них касаются секретов творческой лаборатории о. Германа, активно использующего разные электронные средства, в т.ч. и музыкально-компьютерные технологии — как при аранжировке знаменных распевов, так и в процессе сочинения музыки к телефильмам, в создании аудиовизуальных монтажей на интернет-каналах и др.

Геннадий Рябцев

Перипетии становления личности

Одарённый мультиинструменталист, в 90-е годы владевший электронными клавишными (включая синтезатор аналогового моделирования Korg с функцией вокодера), саксофоном, гитарой, флейтой, ударными, аккордеоном, Геннадий во время своей «первой музыкальной жизни» исколесил страну в группах «Динамик» Владимира Кузьмина, Юрия Антонова.

Геннадий Рябцев
Затем выступал с собственным сольным проектом psychedelic-rock за рубежом, а также в России (в качестве солиста Росконцерта). Записал сольные авторские альбомы — «DATA» и «Я всегда был здесь». Последний готовился к выпуску на фирме грамзаписи «Мелодия». Но неожиданно … «на Рождество Христово 1989 года Геннадий ушёл с профессиональной сцены, а затем вообще из «мира». Сначала уехал в Англию в монастырь св. Иоанна Предтечи в Эссексе, затем вернулся в Россию и в конце 1991 года поступил в Валаамский монастырь, а в 1992 году — в Московскую духовную семинарию на заочный факультет. С первых же дней пребывания в монастыре ему было назначено послушание регента братского хора, которое впоследствии не менялось. На этом благодатном послушании у него родилось желание изучать древние церковные певческие традиции, в основном древнерусского знаменного распева» [4]. А непосредственно — валаамского, особую выразительность которого св. Игнатий Брянчанинов в XIX веке описывал так: «Набожное чувство и необыкновенная энергия, которая потрясает душу». Геннадий потом говорил друзьям о своих первых впечатлениях: «поражён красотой и распевностью знаменного пения — это сложнее любого джаза: размера нет, метра нет, очень сложные ритмические рисунки!» [4].

В 1989 г., когда на во многом разрушенный и поруганный Валаам высадились новые монахи для восстановления монастыря, встала задача возрождения певческих традиций, практиковавшихся до выселения всех его насельников в лихое военное и послевоенное время 40-80-х гг. И Геннадий погружается в многолетнее изучение богатейшего наследия древнерусского пения (неоценимую помощь чему оказывает профессор Санкт-Петербургской консерватории А.Н. Кручинина). Записывает первые альбомы с валаамским и знаменным распевами, которые становятся востребованными не только в России, но и в других странах. Издаются также в США («Chants from Valaam», «Taste The Fountain Of Immortality» на английском языке) и во Франции («Ecclesia»).

Тем временем в 1995 году Геннадий заочно оканчивает Московскую духовную семинарию, принимает постриг в монашество с именем Герман (в честь преподобного Германа Валаамского) и сподобляется рукоположения в священный сан иеродиакона. *


Музыкальная студия в монастырской келье ?

Усилиями Геннадия в монастыре начала постепенно складываться первая «келейная» профессиональная музыкальная студия — сперва для многоканальной записи аранжировок православных песнопений, а потом и создания им компьютерной музыки: электронных саундтреков документальных телефильмов о Валааме.

Студийная работа наметилась уже в 1994 г. с привезенного им на Валаам маленького четырёхканального магнитофона и микрофона с наушниками. Запись в первый год шла с помощью автомобильного аккумулятора, т.к. электричества на Предтеченском острове тогда не было. А в последующие несколько лет, когда студия разместилась в Никольском скиту, работы Геннадия не у всех братий находили адекватного понимания. — «Как это — второй голос в одноголосном знаменном пении? в инструментальном звучании? да ещё и в компьютерном? — это не в древних православных традициях!». Во внимание критиками не принималось, что современные технологии в руках мастера были всего лишь новым средством достижения духовно-содержательных смыслов.

иеродиакон Герман (Рябцев)

Позднее в Студии добавились цифровые носители и приборы: рабочая станция на хард-диске, ревербератор, компрессор и цифровой магнитофон для сведения (DАТ). Затем всё это было заменено компьютерами (сменившись тремя поколениями Mac'ов). Были приобретены и освоены музыкально-цифровые комплекты виртуальных инструментов и плагинов: Logic, Native instruments, IK-Multimedia и многие другие топовые инструменты…


«Возвращение» исона**

Неизгладимое впечатление в своё время на Рябцева оказало выступление хора «Древнерусский распев» Анатолия Гринденко, представлявшего знаменное одноголосие с необычной тогда басовой «бурдонной» опорой, которая в традиционном греко-византийском пении имеет особое название — исон. Геннадий был поражен, захотелось этим заниматься. И в своей электронной многоканальной студии монастырского скита в молитвенном уединении он с благословения духовника начинает «в одиночку» пробовать «исонное двухголосие». А именно — к традиционной валаамской монодии применять технологию наложения «double-track» (дублирования звуковых треков), чтобы выискать допустимые в молитвенной практике возможности сочетания нижней подголосочной линии исона с одноголосным валаамским распевом***.

Но не так, как в греческом пении, где исон (тоника) сменяется редко. У отца Германа ныне интонационные смены исона — с терцовыми, кварто-квинтовыми, секундовыми наложениями — более частые. У него исон более подвижный, склоняющийся к неспешному двухголосию. Иногда «проскакивает» и 3-й нижний подголосок.

Это «ноу хау» о. Германа постепенно были принято и закрепилось, естественным образом влившись в практику церковного пения на Валааме. Оно стало своего рода титульным валаамским, получая всё более широкое распространение. «Современный валаамский распев, — отмечает о. Герман, — это немного упрощенный знаменный, без обилия «фит» (типичных для знаменного распева орнаментальных распеваний одного слога текста множеством звуков, вплоть до 80-ти). Он более покладистый, более мягкий, мелодичный, певучий» /об этом — в авторском фильме-биографии о. Германа «Да! Так бывает…»


youtu.be/eCiG478LlOM/

Теперь обновлённый валаамский распев звучит почти в каждом уголке земного шара, где только ни существует православная церковь. По большому счёту, монастырей, у которых есть свои варианты знаменных распевов, как говорят, можно по пальцам пересчитать. Поэтому особенно ценным представляется то, что в Валаамском монастыре есть свой характерный обиход церковного пения.

Наличие исона — продолжительно длящегося и неторопливо сменяющегося в басу опорного пункта — дополняет молитвенный настрой распевов новыми оттенками. С одной стороны, возникает ощущение особой устойчивости молитвенного сосредоточения, с другой — устремлённости в вечность. Эффекту созерцательной бесконечности способствовует протяжённое дление исона при цепном дыхании держащих его певцов. См., например, /по ссылке —


youtu.be/C7vvPXz-Qes/ исполнение братским хором Валаамского монастыря «Гимна Богородице» св. Нектария Эгинского «Радуйся Невеста неневестная» (с альбома о. Германа «Северный Афон» 1995 г.)


Создание альбомной хрестоматии.
       Электроника в помощь молитвенной аскезе

В своей студии — до выхода в широкую церковную практику — хоровые фразы распевов регентом пока записывались сольно. Записывал он их в магнитофонную, а потом и электронную память и накладывал одна на другую в шахматном порядке, дабы интонационная линия распевов не прерывалась из-за перехватов его дыхания. Кроме того, им использовались возможности гармонайзера для добавления октавных нот своему теноровому голосу, тем самым делая более глубоким звучание вокала за счёт низких частот, которых у теноров не бывает. Представление о том, как это происходило, даёт видеофрагмент клипа «Душе моя», кондака покаянного канона св. Андрея Критского из альбома о. Германа «Вонми, Небо». /см. по ссылке —


youtu.be/QBBke2XCVJg/

Так образом регентом иеродиаконом, начиная с 1993 г. и по настоящее время, было создано 35 ценнейших альбомов древних церковных песнопений****, в т.ч. современного валаамского распева. Диски и ноты их ныне запрашиваются повсеместно: и в России, и за рубежом. Почти все они «сольно-двухголосные» — записаны о. Германом «в одиночку» с собственным исоном, и только четыре альбома — с братским хором. А один альбом 2006 г., начинающийся песнопением «Приими, мя, пустыня» (с покаянными стихами на 8 гласов знаменного распева XVII в.), был записан им с синтезаторными партиями в бережно-тонкой музыкально-компьютерной аранжировке-подзвучке /см. его начало по ссылке —


youtu.be/Fm9KC_DZv9U/

Ещё на заметку — в нынешней своей службе в качестве регента на клиросе уже Московского подворья Валаамского монастыря о. Герман активно применяет звукорежиссерские навыки — пользуется микшерным пультом, добавляя объемность в общем звучании хора и управляя возникающей реверберацией. Работает с многоканальной системой микрофонов, расставляемых во время служб в храме.


Обращаясь к сердцам

Владение музыкально-компьютерным редактором Logic, а также виртуальными Native instruments и т.п. помогло о. Герману в создании симфонической палитры своих профессиональных саундтреков на телевидении. Наиболее характерная его работа — авторский звуковой ряд фильма «Мой Валаам» /см. —


youtu.be/MOlyeT6i974/, представляющего собой сделанный о. Германом краткий монтаж полного варианта фильма «Валаам. Остров спасения» Михаила Зеленского (телеканал «Россия», 2015 г.). Продолжением стала работа иеродиакона над саундтреком к другому телефильму — «Валаам» Андрея Кондрашова (создан на ВГТРК, вышел в эфир 14.01.2018 к празднику Крещения Господня).

Адресуя свои мультимедийные работы современникам, о. Герман художественно-мастерски использует средства виртуальных музыкально-компьютерных инструментов, заменяющих ему симфонический оркестр. Так, обращают на себя внимание разделы его саундтреков, в которых суровый эпический настрой, рисующий картины исторического прошлого Валаама, сменяется широкими лирическими инструментальными разливами, воспевающими красоту природы северного острова.

Кстати, фильм «Мой Валаам» заканчивается одной из замечательных авторских песен Г.Р. его домонастырского периода, вошедшей ранее в репертуар певицы Валерии. Эту песню в фильме (см. по указанной выше ссылке от временной метки 17:30) он поет под созданное им в 2015 г. оригинальное музыкально-компьютерное сопровождение со словами:
Светлеет лик иконы чудотворной,
Вокруг скрипит зубами темнота.
Так хочется закрыться на затвор, но
Гнетёт тоской сердечной теснота.
Зови меня в Твой дом огня и света —
Там сила и целебное тепло.
Возьми меня с собой, ищу ответа:
Кто не с Тобой, тому не повезло.


Проникновенный голос и то же время сдержанная манера пения о. Германа оказались востребованы и в больших кинолентах, в частности, в историческом художественном полотне «Викинг» (режиссёра А. Кравчука с музыкой И. Матвиенко). Именно он там за кадром поёт молитвенное песнопение в самый важный сюжетный момент обращения князя к христианской вере. Это пение вошло и в созданный иеродиаконом яркий клип на основе этого фильма /см. — «Молитва Владимира»


youtu.be/3xBDhXKuo1M

В том же клипе есть также кадры и сценического исполнения о. Германом «Молитвы Владимира» — уже на Певческом поле III Международного Свято-Владимирского фестиваля «Просветитель» (Валаам, 29.07.2017 г.). Это и другие его выступления на фестивале, в телевизионных программах (в частности, на канале «Спас») говорят о просветительской интенции творческой деятельности отца Германа. О его стремлении с помощью новейших средств художественной выразительности донести до широких кругов современников глубину божественного откровения в христианском миросозерцании и мировосприятии.


Восточный мелос

Одна из недавних работ, которую о. Герман считает своей самой серьезной и самой любимой — речитация стихов древне-армянского поэта, философа и богослова Григория Нарекаци из известной «Книги скорбных песнопений», знакомство с которой его глубоко потрясло. «Для меня, монаха, — говорит о. Герман, — главной ценностью в этой моей работе является именно сам текст, а не музыка, которая играет вспомогательную роль». Именно поэтому на первом плане здесь псалмодия стихов, которая проходит на фоне «отстранённой» инструментально-компьютерной фонограммы. А фонограмма стилизована под игру на старинном щипковом инструменте (типа армянского кануна) и древнем дудуке с неравномерным мета-восточным рисунком ритмического сопровождения (см. в фильме «Да! Так бывает…» по указанной выше ссылке на временном отрезке 52:57 — 58:20).

Вообще в инструментальной музыке о. Германа характерные восточные интонации мелькают не случайно. В фильме «Мой Валаам», начинающемся с предания о путешествии апостола Андрея Первозванного с Древнего Ближнего Востока на Север и водружении им каменного креста на Валааме, они вполне естественны (в фрагментах 4:23 — 4:48 и 8:09 — 0 9:04). Не менее характерен и фрагмент фильма «Да! Так бывает…» (с 44:57 до 47:00). В поздней музыке о. Германа восточные интонации воспринимаются гармонично также и потому, что ростки их в раннем периоде его творчества — в рамках стилистики psychedelic-rock. Уже в двух ранних рок-альбомах Г.Р. есть композиции, говорящие об его увлечении трансцендентной индийской музыкой, а в целом — восточной образной драматургией с её созерцательностью, стремлением к длящимся медитативным состояниям.

Мой Валаам

Но, видимо, не зря в свое время Геннадий Рябцев изменил своему увлечению восточными учениями и религиями, склонившись перед глубиной христианской молитвы и веры. «В игре многих музыкантов высокого класса (например, Рихтера или известных исполнителей восточных раг и макомов), — говорил философ Леонид Василенко, — есть ощущение предстояния. Они, забывая о себе, свидетельствуют о чем-то, выходящем за пределы нашего мира, как бы вводя внемировые реальности в звуковую ткань нашей действительности. Предстояние может быть и у рок-музыкантов (например, у «Пинк Флойд») — но это скорее предстояние не перед Господом, а перед Космосом…. Церковное пение — это часть предстояния перед Богом, воздание ему чести, славы и благодарения. Это выражение покаяния, смирения, принятия высшей правды. В иных случаях текст может быть молитвенным (как, например, у некоторых бардов), а музыка — всё же без молитвенного настроя души. Когда нет предстояния, это будет музыка самовыражения» [3].

А отец Герман по отношению к практике валаамского распева ныне выражает своё кредо так: «Никаких эмоций, только внутренняя молитва, не на показ. Любые эмоции знаменному пению чужды. Главная задача — помочь человеку молиться». Но при этом делает важную оговорку — «я бы не хотел, чтобы мои работы были как музейные экспонаты, чтобы была абсолютная аутентичность. Всегда это делается с некоторой аранжировкой» (из выступлений на телепередачах — прим. ред.). Свидетельством же востребованности именно такой позиции является довольно большое число подписчиков о. Германа (35 тысяч) и более 12,5 миллионов просмотров на его видеоканале HierodeaconHerman в Youtube.

Будем надеяться, что звучание живой струны, затронутой о. Германом в возрождении валаамского распева на новом витке спирали его развития, не угаснет, а обновленная им традиция не оскудеет в общий период кризиса современной культуры и цивилизации в целом. •


Литература
1. Бакирова З.А., Ахмадеева Р.А. Традиции знаменного распева в современном музыкальном искусстве и образовании // Современное музыкальное образование-2015: Материалы XIV Международной научно-практической конференции / Под общ.ред Горбуновой И. Б. — СПбГУ им. А.И. Герцена, 2015, с. 37-39.
2. Грибкова О.В., Найдина М.М. Развитие исполнительского мышления в практике клиросного пения // Искусство и образование. — 2018, № 4 (114), с. 179-187.
3. Рок и христианская культура — материалы «круглого стола» / Леонид Василенко // Музыка. Экспресс-информ. — Вып. 1. — Духовная музыка и современная культура / Сост. и научн. редактор Е.В. Орлова. — М., 1991, с. 30-31.
4. У истоков возрождения валаамских песнопений // «Неусыпаемая псалтирь Валаама». Специальный выпуск общецерковного журнала «Монастырский вестник» (2017), сост. Е. Рачкова. То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: valaam.ru/publishing/41619/ (трудами братии Валаамского монастыря 4 742, опубликовано 01.07.2018)
5. Хватова С.И. Знаменный роспев и творчество современных композиторов // Южно-Российский музыкальный альманах. — 2007. — №1. — С. 95-100 ; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/znamennyy-rospev-i-tvorchestvo-sovremennyh-kompozitorov
6. Хватова С.И. Богослужебное пение в современной России: в поисках «идеальной модели» // Вестник Адыгейского государственного университета, 2008. — Вып. 10 (38) — С. 224-230 ; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bogosluzhebnoe-penie-v-sovremennoy-rossii-v-poiskah-idealnoy-modeli






* Об этом подробнее см.: Иеродиакон Герман (Рябцев) | сообщество ВКонтакте: https://vk.com/topic-19118486_30821942 ^

** Исон — тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. Исполняется отдельной группой певцов, когда остальные поют в унисон мелодию распева. ^

*** Сию технологию о. Герман описывает так: «Все наложения я делаю «вживую». Первый трек записал, ставлю его на play, а второй ставлю на запись. Одеваю наушники, чтобы первый трек «не лез» в микрофон и записываю «дабл» на другую дорожку». ^

**** Большую часть альбомов см. по ссылке — https://music.yandex.com/artist/6117804/album ^



Купить этот номер...

обложка номера