Из публикаций 2004–2017

Музыка и Электроника, 2017, № 3, с. 6, рубрика «Современные методы обучения»

Е.В.Орлова Елена Орлова,
кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ, г. Москва


Мультимедийные формы музыкально-теоретического образования


В настоящее время в связи со стремительным вхождением в жизнь цифровых технологий происходит их активное внедрение в современное образование. Не обходит стороной этот процесс и образование музыкальное, прежде всего, музыкально-теоретическое, традиционно представленное в системе ДМШ и ДШИ предметами Теория музыки, Сольфеджио, Музыкальная литература, Слушание музыки. Всё чаще появляется и прежде редкий там предмет — Музыкальная информатика. Все эти учебные дисциплины предоставляют широкий простор для проникновения мультимедийных форм обучения, в частности, учебных мультимедиа* проектов и пособий, возникающих и распространяющихся благодаря информационно-цифровым компьютерным технологиям


Что дают инновационные мультимедийные технологии музыкантам? Обратимся к возникшим за последние годы формам их применения, в частности, в учебной практике преподавателей музыкально-теоретических предметов ДМШ и ДШИ России.

Музыкальная информатика стала первой дисциплиной, учебные программы которой «официально разрешили»музыкантам освоение цифровых технологий**. Благодаря компьютерным программам нотного редактирования у музыкантов появилась возможность самостоятельного нотного набора, существенно упрощающего процедуру издательской препресс-подготовки, да и просто красивой нотографии для всякого рода «подручных»работ, в т.ч. в педагогической деятельности. Компьютерные программы-нотаторы предоставили также ресурсы для получения первых несложных тембровых аранжировок (инструментовок) музыки в домашних творческих заданиях. Создание таких аранжировок уже можно считать простейшей мультимедийной работой, благодаря объединению в ней цифровых средств аудио и графики.

Доступность современных цифровых технологий умножила возможности мультимедийной учебной работы через привлечение компьютерных программ-презентаций, а также видео-редакторов, что позволило педагогам-новаторам сделать образовательный процесс для учащихся более интересным и познавательным.

Цифровые видео-хрестоматии («выросшие»из кассетных аудиохрестоматий и хрестоматий на CD), как учебные пособия, особо востребованы на предметах Музыкальная литература и Слушание музыки. Такие пособия теперь нередко делаются самими преподавателями, т.к. цифровые ресурсы для создания мультимедийных учебных работ становятся всё более доступными, а издательская практика не поспевает за музыкально-образовательным процессом в школах. Видео-хрестоматии, как, например, разработанные Е.Б. Володько в ДШИ им. Гречанинова г. Москва, позволяют дополнять музыкальными видео-иллюстрациями существующие традиционные (бумажные) учебники истории и теории.

Начинают предприниматься и попытки формирования целостных электронных учебников музыки с аудио-видео разделами. Но охватывают они пока только небольшие разделы образовательной программы (как, например, «Аудиовизуальное пособие по слушанию музыки и изучению оперно-балетных жанров»для 1-х классов М.Б. Кушнира).

Интересные мультимедиа проекты, своего рода музыкальные видеозарисовки, посвященные отдельным композиторским опусам, создаются для уроков предмета Слушание музыки. Так, например, младшим школьникам были адресованы учебные мультимедиа проекты по детским пьесам Д. Шостаковича и С. Майкапара у Н.П. Тимофеевой (ДШИ г. Солнечногорск) — см. веб-ссылку: youtu.be/u24btMBbIWs, а также по фортепианным пьесам В. Ребикова и Г. Галынина у Л.В. Волнянской (ДШИ № 9 г. Курск), по пьесам «Детской музыки»С. Прокофьева у В.В. Ткачевой (ДМШ № 66 г. Москва).

На общем видеоэкране в классе для занятий со школьниками возникает возможность расширить впечатление от музыки, погрузившись в образный строй гармонирующего видеоряда, включающего в себя также и нотную запись звучащих пьес. Можно затем, остановившись на отдельных фрагментах такого музыкального видео, всей группой учащихся проанализировать элементы музыкальной формы произведения, использованные композитором средства выразительности и даже вместе проинтонировать выделенные отдельные фрагменты. Так появляется совершенно новый учебный вид — коллективного видео-слухового анализа музыки.

Cовременный учебный жанр — видео-клавир — разрабатывается достаточно интенсивно. Возникший недавно в своих начальных формах на разных образовательных сайтах интернета, он получил активное развитие на веб-сайте педагогического сообщества Т.А. Боровик — известного российского новатора школьного музыкально-теоретического образования. Именно энтузиастами нового педагогического направления, объединенного сайтом borovik.ucoz.ru, создаются такие уникальные по объему и трудоемкости видео-клавиры, как, например, «Иван Сусанин»М. Глинки»у И.В. Ермановой (ДШИ № 9 г. Иркутск) или «Кантата «Александр Невский»у Г.В. Костериной (ДШИ г. Лабинск Краснодарского края) — см. https://youtu.be/tO6304TI7v0

На фоне видеозаписи оперного или музыкального кинодействия движется умело вплетенная клавирная запись произведения, в т.ч. и с фиксацией нотного подстрочника — пропеваемого на оперной сцене текста. Это значительно облегчает освоение изучаемого масштабного сочинения, делает его наглядным и более современным по методу подачи материала. Объединение ресурсов слуха и зрения, по мысли профессора А.П. Мещеркина, способствует синергии восприятия, активизирует освоение материала, а прочность запоминания его возрастает.

Учебная форма ритмо-клавира, как разновидности видео-клавира, вообще впервые была изобретена участниками вышеназванного педагогического сообщества — в частности, Л.В. Волнянской (ДШИ № 9 г. Курск) и С.Б. Михайловой (Новомичуринская детская школа искусств, Рязанская область). На фоне музыкального видео появляются разнообразные ритмические формулы, которые предлагается распознать и исполнить учащимся.

Многими преподавателями создаются и мультимедийные метро-ритмические упражнения с разнообразными движущимиеся ритмическими формулами, которые должны озвучить ученики. См., например, работу для учащихся 1-2-х классов В.В. Ткачёвой — https://youtu.be/KnFtGQuqoBo

Большой популярностью пользуются игровые видео-тесты и викторины по музлитературе или теории музыки, проводящиеся на уроках обычно в качестве учебной разминки. Как правило, они формируются в компьютерной программе презентаций PowerPoint.

В этой же программе делаются (и сохраняются потом в видеороликах) познавательные видео-экскурсы в музыкально-исторические стили и жанры — причем далеко не только европейских традиций. Музыкально-творческие видеопроекты — это хороший способ активизации также и самостоятельной внешкольной деятельности (домашней работы) учащихся. Форма её очень полезная и вполне доступная, т.к. ресурсы программы презентаций изучаются в общеобразовательной школе тоже.

Художественно-образовательные мультимедиа композиции — большой простор для творчества и преподавателей-музыкантов, и их учеников. См., например, опыт детского взгляда на творческую биографию композитора в проекте «Летний день Серёжи Прокофьева»Исаковой Вики (9 лет, ДМШ № 3 г. Кострома, преп. Клиентова И.В.) — https://youtu.be/rBKBig8VC0M

Выполняя домашние творческие упражнения, ребята выполняют интересные работы, принимая затем участие в мультимедиа фестивалях-конкурсах и получая лауреатские звания, как, например, Павел Козыренко с проектом «Ямщицкие песни»или Нане Петросян с работой «Армения: лето и зима; память камней; моя семья»(преподаватель Т.А. Боровик) на 5-м Международном фестивале «Музыка и Мультимедиа в Образовании»-2017 в Екатеринбурге.

Педагоги разнообразят формы преподавания на уроках Музыкальной информатики, предлагая в качестве домашних заданий нотный набор и аранжировку какой-либо мелодии (в т.ч. собственной) с дополнением её простейшим видеорядом, в который могут быть включены фотографии, рисунки, флеш-анимация. Жанры предлагаются самые разные — музыкальные сказки, открытки, поздравления и т.п. Работа над подобными несложными мультимедийными проектами чрезвычайно увлекательна для детей, о чем свидетельствуют результаты деятельности, например, А.В. Прокопьевой из ДШИ им. Е.Ф. Светланова г. Москва.

Весьма интересная (в особенности для младших классов) форма обучения в классе сольфеджио, хотя некоторыми и оспариваемая — видео-диктант. Звуковые соотношения по типу «выше — ниже»здесь уподобляются поступенным движениям какого-либо объекта в видеокадре «вверх — вниз», а характерные примеры видеорешения, например, перелёта стрекозы с цветка на цветок той или иной высоты, привлекая внимание учащихся, в то же время переводят его в пространственно-изобразительный ракурс восприятия. Такой прием у поборников традиционно-звуковых методов воспитания слуха иногда вызывает критику, хотя использование его не лишено оснований, т.к. мануальные движения в пространстве — нередкий спутник обучения музыкальному интонированию. Оригинальные образцы видео-диктантов получились у М. Сидоркиной (ДМШ г. Кировоград) в её сборниках «Порхающие истории»и «Подводные истории».

Видео-диктанты, как отмечает Т.А. Боровик, развивают интеллект, пространственное и фактурное мышление. Они нравятся детям, их просят, как просят современные «музыкальные игры». Но они не должны полностью заменять собой традиционные — чисто звуковые формы обучения. В любом случае видео-диктанты — лишь одна из новых форм, к которым могут прибегать педагоги для привлечения детей к занятиям и разнообразия средств развития у них музыкального слуха.

Видео-интонационные упражнения — очень перспективная и всё более востребованная форма занятий на предмете сольфеджио. Она дополняет какое-либо инструктивное одно-, реже двухголосное интонационное упражнение фоновым видеорядом и музыкально-компьютерной аранжировкой. См. — https://youtu.be/KOPtYqE1e4w (упражнение Н.М. Ладухина, решенное с попеременным звуковым выделением одного из голосов Н.П. Истоминой (Чеховская детская школа искусств, Московская область). В случае талантливо выполненной задачи получается глубокое погружение «сухого»интонационно-дидактического ряда в оригинальный художественный образ. Причём одна и та же инструктивная мелодия может быть решена в разных музыкальных стилях — в зависимости от того, что задумает автор такого мультимедиа проекта, выполняя функции музыканта-аранжировщика и медиарежиссера. См., например, вокализы Н.М. Ладухина в интерпретации А.Н. Наумовой (г. Луцк, Украина) — https://youtu.be/XJrFCwIgllY или https://youtu.be/OiBtJVH6otA

Важно, что задача чистоты интонирования при этом не снимается, т.к. преподаватель имеет возможность, усложняя задачу, выбрать и по-разному чередовать три варианта пения учащихся, как «с листа», так и после разучивания:

— под «плюс», т.е. под аранжировку, включающую мелодический голос;

— под «минус», под аранжировку без ведущего мелодического голоса;

— традиционно акапельное (выключив в видеофайле звук).

Введение формы видео-интонационных упражнений позволяет значительно повысить художественный интерес учащихся к занятиям на уроках сольфеджио.

Многие создаваемые преподавателями обучающие мультимедиа проекты не предполагают одноразового просмотра их на занятиях по музыкально-теоретическим предметам. Как правило, освоение того или иного пособия проходит во время урока при его многоразовом просмотре с активным аудио-визуальным анализом учащимися элементов музыкальной формы, языка, стилистики — практически с использованием всех ресурсов пособия «по горизонтали и вертикали», в т.ч. разных способов интонирования представленного в нем музыкального материала.

И, наконец, большие возможности для разнообразия форм работы по предметам Теория музыки и Сольфеджио имеет такое новое технологическое изобретение, как Интерактивная доска (ИД), позволяющая преодолевать психологические трудности при освоении материала, а также проводить отдельные разделы уроков в яркой увлекательной форме. Мультимедийность средств представлена в ней максимально и к тому же подана в интерактивном виде (ситуационного взаимодействия ученика и заложенных в ней специальных шаблонов). Подробный рассказ о технологиях ИД достоин отдельного повествования. Приведём здесь пока лишь один пример разных форм учебного тренинга на ней по теме «Интервалы» на уроке сольфеджио Т.А. Боровик — https://youtu.be/jpTANlupr68

Представленное разнообразие инновационных методов и форм обучения свидетельствуют о том, что преподаватели музыкально-теоретических предметов, не дожидаясь выхода новых образовательных стандартов и соответствующих ФГТ, смело экспериментируют и в сфере своего учебно-методического творчества по-своему решают давно уже стоящую задачу интеграции информационно-цифровых, компьютерно-мультимедийных технологий в область музыкального образования. •



Литература

1. Камаевы Т. и А. Может ли сольфеджио быть азартным? / Как преподавать сольфеджио в XXI веке / Сост. О. Берак, М. Карасева. — М.: Классика — XXI век, 2006.

2. Майковская Л.С., Мансурова А.П. Образовательный процесс в сфере музыкального искусства на основе информационных технологий: состоянии е проблемы // Искусство и образование, 2017, № 4.

3. Орлова Е.В. Преподаватели-теоретики перед новой музыкально-образовательной парадигмой // Музыка и Электроника, 2017, № 2.



* Мультимедиа — современные цифровые технологии, дающие возможность совмещать достижения аудиовизуальной техники (тексты, звуки, видеоизображения, графика и т. п.), обеспечивая интерактивное взаимодействие пользователя с компьютером.

** Первая программа по предмету Музыкальная информатика создана А.П. Мещеркиным, утверждена Департаментом образования Министерства культуры и издана в виде брошюры в 2000 г.



Купить этот номер...

обложка номера