Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2007, № 4, с. 8-11, рубрика «Музыкальный софт»

Компьютерные средства начального уровня для «подавления вокала» в фонограмме

Андрей Бороздин

Одним из «болезненных» вопросов для большинства учителей является необходимость работать с фонограммами, «минусовками». Так, найти полностью готовую запись довольно сложно, но даже если мы ее и найдем (например – на диске караоке или в MIDI-формате), вполне возможно, что она не подойдет по аранжировке, последовательности и количеству куплетов, качеству записи и т.д.

Что же остается делать учителю музыки? Есть несколько вариантов решения данной проблемы. Во-первых, можно написать «минусовку» самому, что относительно сложно, занимает длительное время и требует наличия синтезатора. Во-вторых – адаптировать или улучшить имеющуюся. Отметим, однако, что не всегда это представляется возможным, иногда – очень сложно и требует хорошего знания звуковых редакторов и опыта в работе с ними.

Третьим путем решения задачи является прием, который очень часто использует, в частности, автор данной статьи. Он заключается в следующем (отметим, что необходимо наличие звукозаписи-оригинала, «плюсовки» достаточного качества): из исходной композиции мы копируем все инструментальные отрывки (для этого необходимы звуковые редакторы, например – SoundForge, WaveLab, CoolEdit и т.д.), а куплеты и припевы (т.е. отрывки, в которых на оригинальной записи присутствует вокал) либо заимствуются из MIDI-файла, либо записываются на синтезаторе.

В основе данного приема лежит убежденность в том, что сопровождение в момент, к примеру, хорового пения все-таки уходит на второй план, что позволяет завуалировать некоторое различие звучания между, например, куплетом и инструментальной вставкой. На практике зачастую разница вообще не заметна.

Однако вышеперечисленные пути все-таки достаточно сложны и трудоемки, требуют определенных навыков и затрат времени. Но есть еще один способ решения поставленной задачи, гораздо менее распространенный. В данной статье мы, между тем, сделаем упор именно на него.

Итак, рассмотрим доступное рядовому пользователю программное обеспечение для подавления вокальной партии в песне. Многие, очень многие учителя музыки мечтают о том, чтобы иметь возможность быстро и полностью таким образом решить свою вечную проблему с «минусовками».

Детально и всестороннее изучив данный вопрос, мы со всей ответственностью можем заявить: сегодня нет такой технологии, которая позволила бы обычному человеку, не располагающему дорогостоящими аппаратурой и программным обеспечением, идеально «вырезать» вокал из песни. Но существует некоторое количество бесплатных или недорогих программ, которые в той или иной мере справляются с этой задачей. Тестируя их, мы пришли к выводу, что каждая из них на различных композициях показывала различные результаты. Таким образом, пользователю придется пробовать в конкретном случае разные программы.

Итак, программы для подавления вокала условно мы можем разделить на четыре типа по способу реализации данной функции:

  1. встроенные в драйвер звуковой карты компьютера;
  2. опциональные или встроенные в мультимедиа-проигрыватель;
  3. небольшие специализированные программы;
  4. программы для редактирования звука.

Рассмотрим данные группы более детально…


Полный текст статьи и иллюстрации см. в бумажной версии журнала

Купить этот номер...