Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2007, № 3, с. 4-5, рубрика «Энциклопедия технологий»

Чем отличается аудио от MIDI

Павел Живайкин,
руководитель Студии современной музыки «Форте» и Интеллект-центра Творческого центра «Москворечье»

В музыке, связанной с компьютером, используются две технологии, которые принципиально отличаются друг от друга: аудио и MIDI (Musical Instrument Digital Interface – цифровой протокол, предназначенный для связи одного музыкального инструмента с другим).

Существует несколько форматов MIDI-файлов. Некоторые из этих форматов применяются в рамках одной программы или фирмы, другие (например, с расширением MID) являются универсальными.

Форматов аудио-файлов существуют десятки. Одни из них более распространены, другие – менее. И здесь необходимо отметить их особенность – файлы с одним и тем же расширением (например, WAV) могут иметь разные форматы: стерео или моно, 8 или 16 bit, различную частоту семплирования.

Ниже приведено несколько схем, которые помогут разобраться в отличиях между технологией аудио и технологией MIDI.

Для каких устройств применяются

Аудио: звуковая карта компьютера.

MIDI: звуковая карта компьютера; любое внешнее MIDI-устройство (синтезатор, звуковой модуль, модуль цифровой обработки звука, магнитофон, видеомагнитофон, секвенсор, ритм-машина и т.д.).

Через какие устройства воспроизводится звук

Аудио: аудио-выход звуковой карты компьютера.

MIDI: синтезатор звуковой карты компьютера; внешний синтезатор или звуковой модуль.

Вид информации

Аудио: звук в цифровом виде.

MIDI: последовательность команд для получающего устройства (номера нот, параметры настройки блоков и т.д.).

Содержание информации

Аудио: любой звук – речь, музыка, шумы, тишина.

MIDI: Только инструментальная музыка. Но... если использовать семплер или семплерные возможности звуковой карты, можно записать вокальную или текстовую фразу определенной длины и сохранить ее как один из тембров. Позже вы можете воспроизвести эту фразу, указав на любую ноту этого тембра. Но этот случай относится к аппаратным возможностям синтезаторов, а не к MIDI-технологии.

Размер файла

Аудио: размер файла определяется временем звучания и форматом записи (чем выше качество записи, тем больше размер файла). При использовании стандартных форматов и архиваторов (не MPEG) размер файла не зависит от «содержательной стороны» звука – минута полной тишины и минута Девятой симфонии Бетховена (оркестр, хор, солисты) будут занимать одинаковое место на диске.

Использование технологии MPEG, учитывающей характер сигнала (минута тишины будет занимать меньше места, чем минута симфонии), позволяет значительно «сжать» размер звукового файла.

MIDI: Зависит от количества содержащихся в нем команд (MIDI-сообщений). Вы можете сыграть на рояле одну ноту и через три часа другую (в духе Джона Кейджа). Секвенсер запишет вашу «пьесу из двух нот», и сохраненный трехчасовой файл получится не более 1 Kb.

В качестве противоположного примера приведу случай, когда для одной рекламы нужно было сделать постепенно нарастающее тутти симфонического оркестра. Результат – 25 секунд и 140 Kb.

Качество звучания

Аудио: Зависит от формата файла (частота семплирования, битность) и, в меньшей степени, от звуковой карты (соотношение сигнал / шум и прочее). Если применяется какая-либо технология сжатия аудио-файлов (MPEG и другие), то качество звука будет зависеть и от алгоритма сжатия.

MIDI: Не зависит от формата файла. Здесь обычно указывают, что качество звучания целиком зависит от воспроизводящего устройства (модуля или звуковой карты).

Однако стоит добавить, что в определенной мере качество звучания зависит и от того, как записаны музыкальные треки в MIDI-файле. Особенно это заметно в партиях, имитирующих реальные музыкальные инструменты (скрипки, гитары, саксофоны). Мало просто включить нужный тембр и «натыкать» мелодию одним пальцем. Необходимо знать и учитывать особенности диапазона, способы звукоизвлечения и прочие характеристики «живого» инструмента. Если грамотно наиграть такую партию и использовать дополнительные возможности MIDI- технологии (реверберацию, экспрессию, портаменто и пр.), не только музыкальное, но и акустическое качество вашей музыки будет заметно выше.

Методы сжатия

Аудио: Две группы методов сжатия. Одни позволяют восстанавливать исходный файл абсолютно точно. Другие такой задачи не ставят, их цель – восстановить для воспроизведения файл с некоторой определенной (но малозаметной для слушателя) погрешностью.

MIDI: В виду малых размеров файлов не применяются.



Купить этот номер...