На главную О журнале Оглавления выпусков ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ Подписка, купить СобытияОбразование, услуги Киоск изданий Музыкальное оборудование Медиатека Клуб журнала Гостевая книга Контакты,редакция,авторы |
Из публикаций 2004-2012: Музыка и Электроника, 2006, № 3, с. 2-5, рубрика «Маэстро»
Повелитель космических миражей: Клаус ШУЛЬЦЕ Юлия Дмитрюкова, ученый секретарь Ассоциации электроакустической музыки России «Клаус Шульце…
Шопен электронной музыки…» Vibraciones, Испания, 1975 Клаус Шульце – одна из ключевых фигур в популярной немецкой электронной музыке со времени 70-х годов XX столетия. Его называют родоначальником мировой клавишной электронной музыки, отцом-основателем «берлинской электронной школы», прародителем техно и нью-эйдж, электронной психоделики и современных танцевальных направлений. Влияние Шульце на мировую электронную музыку невозможно переоценить. Тем не менее, и на рубеже веков «…после появления бесчисленных своих имитаторов Шульце остается гораздо выше всех остальных» (Beyond the Horizon, США, 1994). Как композитор Шульце исключительно плодовит. За 30 с лишним лет работы им выпущено около 50-ти сольных альбомов (на грампластинках и CD, в том числе 7 под псевдонимом Richard Wahnfried), несколько серий компакт-дисков с неизданными треками и концертными записями (общее количество – 45 CD!), около 20 отдельно выпущенных композиций (синглов). Таким образом, общее число только сольных изданий Шульце переваливает за 100 наименований. А если к этому еще добавить несколько десятков альбомов, записанных Шульце в составе различных коллективов – Tangerine Dream, Ash Ra Tempel, The Cosmic Jokers, то картина складывается просто «космическая»! * * *
Клаус Шульце родился 4 августа 1947 года в Берлине в семье писателя и танцовщицы. В детстве занимался игрой на классической гитаре, выступал в качестве гитариста с несколькими подростковыми рок-группами, овладевая самостоятельно многими секретами музыкального мастерства. Но в большей степени его увлекли ударные инструменты. В 16 лет он становится барабанщиком малоизвестной группы Les Barons. В 1967 году создает собственную «авангардную» рок-группу Psy Free, с которой выступает в знаменитых берлинских клубах «Зодиак», «Волшебная пещера» и др. Одновременно он изучает немецкую литературу, историю, философию и психологию в Берлинском педагогическом университете. На одной из репетиций в клубе «Зодиак» Шульце знакомится с Эдгаром Фрезе, создателем еще малоизвестной тогда электронной группы Tangerine Dream. Заменив отсутствующего ударника, будущий композитор вскоре становится постоянным барабанщиком группы. С его участием в 1970 году эта группа выпускает первый, получивший известность альбом «Electronic Meditation». Незадолго до этого Клаус знакомится с музыкантами группы Pink Floyd. Он начинает понимать, что его призвание заключается в иной области, нежели просто исполнение на гитаре или ударных. Его все более привлекают эксперименты с электроникой. В конце 1970 года он вновь предпринимает попытку создания собственного коллектива: им стало трио Ash Ra Tempel. Через год группа распадается, еще через два – объединяется снова, но не надолго. Шульце приобретает несколько электронных инструментов и начинает работать самостоятельно. «Когда я по-настоящему занялся клавишными в 1971-ом, я не знал о них ровным счетом ничего. Я даже не знал где там «ре», а где там «соль» (…). У меня еще был и богатый опыт в качестве барабанщика, и в воздухе носилось множество безумных идей, которых я не мог объяснить тогда, не могу и теперь. Я пытался их воплотить только потому, что победила любовь к сочинительству (…). Это был прыжок в темноту». Любопытно, что первый альбом Шульце «Irrlicht», выпущенный на лейбле «Ohr» (его директор поддерживал так называемую «космическую музыку»), был записан вообще без каких-либо синтезаторов! В нем были использованы обработанные звуки электрооргана Teisco, электрогитары, а также фрагменты записи берлинского оркестра Colloquim Musica. «Все мои ранние инструменты были очень доступные и дешевые: электрическая гитара, эхо-машина, старенький «Teisco», разбитый усилитель и т.д. Такое вот оборудование, странные идеи и полная неизвестность в плане того, куда это меня заведет. В этом настроении были записаны первые два альбома. Ах, да! Я же попросил классический оркестр подыграть мне. Я писал их дешевым маленьким микрофоном – тем, что прилагались к первым кассетным магнитофонам. Затем, я пропустил весь этот ужас через несколько «подручных средств» и проиграл назад. Еще я перекроил свой орган и выудил оттуда удивительные звуки, которые положил на готовые записи и альт. Так появились «Irrlich» и «Cyborg» (из интервью с К. Мюллером). После выхода двух первых альбомов Шульце приобретает синтезаторы и сразу начинает работу над новыми проектами: альбомами «Picture Music» (выпущен «Ohr» в 1975) и «Blackdance» (выпущен «Metronome» в 1974). Лучшим альбомом Шульце первой половины 70-х годов стал «Timewind», записанный композитором в берлинской Weltklang-Studio в 1975 году. Состоявший всего из двух получасовых композиций – Bayreuth Return и Wahnfried 1883 – альбом «Timewind» занимал верхние строчки в чартах нескольких европейских стран и был удостоен Grand Prix International. Наряду с лучшими работами Tangerine Dream он принадлежит к «золотому фонду» немецкой электронной музыки недавних 70-х и обычно входит в коллекции «электромеломанов». Следующий альбом «Moondown» (1976) также оказался очень успешным: было продано 400000 его копий. Ко времени выхода альбома «Timewind» и «Moondown» уже сложился характерный, узнаваемый стиль музыки Шульце, черты которого сохранились вплоть до его поздних работ. * * *
Стиль музыки Шульце часто определяют как «космический рок» (Space Rock), а точнее, как разновидность «прогрессивного рока» 70-х годов. Действительно, связь с прогрессивным роком очевидна. Большая длина композиций (в среднем около получаса – согласно длине стороны виниловой пластинки), эпическое развитие, медитативность (вводящая слушателя в состояние транса), ведущая роль клавишных электроинструментов (по отношению к гитарным партиям), элементы классической музыки (сюитность вместо куплетности, использование оркестровых инструментов и классического вокала, цитаты из классических произведений), мирового фольклора, работа с пространством, шумовые эффекты, концептуальные названия и тексты нередко пессимистического характера (далекие от светлой темы «мира и любви» рок-музыки 60-х)… Все это сближает музыку Шульце с творчеством таких групп «прогрессивного рока» как Pink Floyd, Yes, Emmerson, Lake and Palmer, Genesis, Jethro Tull. Иногда музыку Шульце причисляют и к стилю Electronic-Dance. В таком случае, скорее, имеется в виду не «удобство для танцев» (вряд ли комфортно танцевать под 25-минутную композицию в среднем или медленном темпе), а наличие постоянной (или почти постоянной) ритмической секции и опоры на нее всей композиции. «Растянутое время» имеет отношение и к традициям немецкой классической музыки, и к общему увлечению европейских музыкантов восточными философиями и культурами. Этот процесс (особенно явственно проступивший с конца 60-х) захватил все музыкальные направления: от мэтров музыкального авангарда (прежде всего К. Штокхаузена, обратившегося к дзен-буддизму) до рок-королей (один из примеров – встречи Дж. Харрисона с Далай Ламой). При этом Шульце работает в собственном «формате», всегда узнаваемом и породившем не один десяток подражаний. Основой его композиций служит нервный мелодико-ритмический пульс в виде секвенсерных фигураций клавишных (используются, как правило, тембры характерно «электронной» природы). Именно в этих фигурациях – всегда неповторимых, постоянно разрастающихся, «ветвящихся» на полифонические подголоски и ведущих слушателя к кульминации, проявились самые изобретательные стороны таланта Шульце. «Ритм должен соотносится с сердцебиением, с дыханием. (…) И действительно, мы ходили по студии под ритм секвенсера. После таких занятий я стал лучше понимать, чувствовать ритм», – вспоминает композитор. Естественность его репетитивной техники поражает. При этом традиционная для рок-музыки ритм-секция «бас-ударные» присутствует у Шульце не везде. Она может «включиться» лишь ближе к кульминации, где «собираются» все элементы. В более поздних альбомах роль ритм-секции увеличивается. Второй «фирменный» фактурный элемент музыки Шульце – […]Полный вариант интервью вы можете прочитать в бумажной версии журнала. Купить этот номер... |