Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2006, № 2, с. 2-3, рубрика «Маэстро»

В ЛАБОРАТОРИИ МАСТЕРА
Интервью с Алексеем Рыбниковым (фрагменты)


Е. Орлова

— […] Если же говорить о моем сегодняшнем использовании электроники, то, начав лет 20 назад и даже раньше экспериментировать с возможностями, которые дает электроника, с тех пор готовыми тембрами практически не пользуюсь. За редким исключением – в киномузыке, например. Для меня, как композитора, электроника – это, в основном, средство для воссоздания звучания оркестра в студии, и только, чтобы потом сочиненное сыграл уже «живой» оркестр. Лишь в таком качестве. Она фактически является тем же, чем для писателя раньше была пишущая машинка, а сейчас для художника – компьютерная графика, для кинорежиссера – компьютерное моделирование людей и ситуаций, народной толпы. Для меня электроника – подспорье, записная книжка, инструмент. Вот, когда писал Пятую симфонию, сначала все сложил в собственной электронной записи, чтобы потом показать ее будущему дирижеру…

— Какие электронные средства вы применяли в «Звезде и смерти Хоакина Мурьеты»?

— Тогда это были электрогитары и синтезатор «Synthi-100», с помощью которого были созданы целые фрагменты партитуры. «Synthi-100» – большой массивный инструмент, занимавший почти целую стену в музее им. Скрябина.
Для «Юноны и Авось» вся электронная часть партитуры сначала делалась на «Synthi-100», а потом записывалась на магнитную ленту. Вообще то, чем я занимался в те годы, можно назвать симфо-электронной музыкой. Сейчас же все зависит от конкретных задач. Вот, скажем, в «Литургии оглашенных» – электроника и живые хоры. А в 5-й симфонии у меня вообще нет электроники.
[…] Что еще о студии?.. Становится ясно, что по мере технического совершенствования все меньше композиторам нужны большие массивы «железного» оборудования. Сейчас авторы переходят на компьютеры. Хотя и до сих пор старые микшерские пульты не потеряли своей значимости. Думаю, что окончательную музыкальную запись, «сведение» нужно осуществлять именно на больших пультах.
Быть может, в скором времени все прогрессивные авторы вообще перейдут на ноутбуки. Однако клавиатура, надеюсь, всегда будет нужной – чтобы руки чувствовали себя привычно…


Полный вариант интервью вы можете прочитать в бумажной версии журнала

Купить этот номер...