Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2006, № 2, с.6, рубрика «Практичная теория»


ЭЛЕКТРОННАЯ ИНСТРУМЕНТОВКА МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Игорь Красильников
кандидат педагогических наук, доцент, член Союза композиторов России

… Еще одной актуальной в электронной инструментовке проблемой является сдваивание тембров. Дублировка голосов достижима не только при работе над компьютерной фонограммой. Большинство синтезаторов позволяют это делать в режиме игры вживую Layer (Dual). Сдваивание тембров может преследовать две художественные цели: обобщение однородных красочных эффектов и дополнение контрастных тембровых составляющих. При этом эти цели могут достигаться применительно к трем составляющим тембра: амплитудной огибающей, фактуре и светлотности.

Так, при наложении голосов со сходным рисунком огибающей возникает ощущение тембрового обобщения. Например, звучание микста – колокола + фортепиано (Tubular Bells + Piano) – инструментов с острой атакой и медленно угасающей задержкой можно охарактеризовать как колокольное фортепиано или фортепианные колокола.

А микст, состоящий из голосов с контрастными элементами огибающей, воспринимается как качественно новый тембр. Например, при смешивании гитары и струнных с медленной атакой (Guitar + String Ensemble 2) или хрусталя и накладки «теплой» (FX 3 – crystal + Pad 2 – warm) – инструментов с острой атакой и угасающей задержкой и – с мягкой атакой и длением возникает иллюзия тембровой модуляции – «выплывания» одного голоса из объема, который чуть раньше занимал другой.

Применительно к фактуре звука наложение голосов также может привести как к обобщению окраски их звучания, например, гитары и фортепиано (Guitar + Piano), так и к дополнению. В последнем случае интересный эффект возникает при смешивании сольных и ансамблевых тембров, например, гобоя и струнных (Oboe + Strings), трубы и хора (Trumpet + Choir Aahs). В результате их неполного слияния в миксте можно идентифицировать оба этих тембра – один на фоне другого. Но вместе с тем, слышен и третий, как результат их взаимодействия.

И, наконец, такой же обобщающий или дополняющий характер приобретает светлотность звучания при наложении голосов со сходными или различными формантными составляющими. Например, английский рожок + бутылочная флейта (English Horn + Blown Bottle = «О» + «О»), труба + хор, поющий на «А» (Trumpet + Choir Aahs = «А» + «А»). Или другой случай – труба с сурдиной + голос, поющий на «О» (Muted Trumpet + Voice Oohs = «И» + «О»). В этом случае объединение контрастных формант придает звучанию объемность, делает его похожим на октавное удвоение.

И тем более объемным становится звучание при удвоении голосов в октаву, в две, три октавы. С помощью этого типичного для оркестровой музыки приема можно высветлить верхи или, наоборот – «затемнить», сделать более глубоким звучание басов…


Полный вариант статьи вы можете прочитать в бумажной версии журнала

Купить этот номер...