На главную О журнале Оглавления выпусков ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ Подписка, купить СобытияОбразование, услуги Киоск изданий Музыкальное оборудование Медиатека Клуб журнала Гостевая книга Контакты,редакция,авторы |
Из публикаций 2004-2012: Музыка и Электроника, 2005, № 4, рубрика «Практичная теория»
ПОСТРОЕНИЕ ФАКТУРЫ АРАНЖИРОВКИ ДЛЯ СИНТЕЗАТОРА Игорь Красильников кандидат педагогических наук, доцент, член Союза композиторов России Клавишный синтезатор часто сравнивают с оркестром. Звуковой потенциал, которым он располагает благодаря многотембровости, делению клавиатуры на несколько мануалов, автоаккомпанементу, секвенсеру и другим функциям, позволяет создавать фактуру по своей полноте и многообразию значительно превосходящую получаемую с помощью любого механического или электронного аналогового инструмента. И без переработки фактуры с учетом этих новых звуковых возможностей цифрового инструмента во многих случаях трудно достичь яркого художественного результата. Знание – сила! Чтобы научиться работать с фактурой, нужно освоить основные связанные с ней музыкально-теоретические понятия, а также знать конкретные возможности по ее построению, свойственные тому или иному режиму игры на синтезаторе. Из теоретических понятий наиболее важными являются: музыкальный склад (принцип изложения), музыкальная ткань («скелет» фактуры) и собственно фактура – конечное звено в цепи этих соподчиненных понятий, характеризующее непосредственно слышимый звуковой слой музыки. Важно также иметь представление об обязательных компонентах фактуры: регистровом положении, тембре и голосоведении. Гомофонно-гармонический склад со свойственным ему разделением голосов на главный и сопровождающие наиболее часто фигурирует в музицировании на синтезаторе, учитывая характерный для него режим игры с автоаккомпанементом. Соответственно, ученик должен различать функции голосов фактуры данного склада: мелодию, бас, гармонические голоса, подголосок и педаль. Достижению ясности, красочности звучания способствует «прорисовка» этих функций с помощью тембровых средств, поэтому актуальным становится ознакомление с понятием тембро-фактурной функциональности. А понятие – формообразующая функция фактуры поможет ученику с помощью различных средств изложения музыкальной мысли рельефнее выделить различные фазы ее развертывания. Не спорь с режимом! Характер проявления всех этих понятий и закономерностей построения фактуры в аранжировке музыки для синтезатора связан со специфичностью разных режимов игры на нем. С помощью каждого из этих режимов можно выигрышно представить различные конфигурации фактуры и, соответственно – ярко воплотить музыкальное произведение той или иной стилистической направленности. Так, режим Normal не предусматривает тембровую дифференциацию голосов фактуры. Благодаря звучанию одного голоса по всей клавиатуре, игра на синтезаторе становится похожей на фортепианную, а его возможности представлены очень скромно – с помощью этого режима можно лишь имитировать звучание традиционных инструментов, оркестровых групп или экспонировать необычные электронные тембры. Тем не менее, не следует пренебрегать данными возможностями. Имитация традиционных инструментов (клавесина, арфы, фортепиано и др.) позволяет максимально приблизиться к звучанию музыки, специально для них написанной. А достижение аутентичности звучания вполне может стать специальной художественной задачей аранжировки. К тому же живое звучание многих из этих инструментов недоступно ученикам, и игра на синтезаторе – единственный способ с ними познакомиться. Данный режим хорош в сопоставлении с другими, например, в целях создания контраста соло – тутти. Этот режим часто используется и в ансамблевой игре, где партия синтезатора ограничена какой-либо одной фактурной функцией. Разновидностью режима Normal можно считать режим Layer (Dual), также предполагающий однородное звучание по всей клавиатуре, но не одного, а двух голосов. Случаи использования этого режима аналогичны описанным выше, но при этом фактура может обрести большую насыщенность и объемность. Значительно рельефнее становится фактура при обращении к режиму Split, который предполагает разделение клавиатуры по регистрам на верхнюю и нижнюю части с присвоением каждой из них своего тембра. С помощью этого режима можно ярко экспонировать две контрастные фактурные функции, например, бас и средние голоса с мелодией, мелодию и сопровождение, два полифонически независимых пласта. Техника игры на синтезаторе начинает напоминать технику игры на двухмануальных инструментах – органе, клавесине, а звучание приближается к ансамблевому, состоящему из двух тембровых групп, например, бас-гитары и медных духовых, флейты и струнных, гобоя и фагота. Этот режим применяется, главным образом, при аранжировке произведений академических жанров, фактура которых отличается яркой индивидуальностью и, вместе с тем, зачастую отчетливо делится на два регистровых пласта. В силу чего применение режима Normal обеднит ее звучание, и еще более серьезные художественные потери возникнут при переводе изложения на язык стандартных ритмических формул автоаккомпанемента. Примерно ту же сферу применения имеет разновидность данного режима – режим Layer (Dual) + Split, с помощью которого клавиатура по регистрам делится на две части и на каждую из них назначается по два голоса. Одновременное звучание четырех разных голосов способствует еще большему обогащению фактуры. Калашников отдыхает! Режим Normal + Drum machine, в котором игра одним голосом по всей клавиатуре сопровождается автоматическим остинато ударных, применяется в тех случаях, когда аранжируемое произведение выдержано в одном метре и обладает квадратностью. Вместе с тем, рисунок голосов фактуры оригинала достаточно индивидуален, что не позволяет использовать шаблоны автоаккомпанемента в полном объеме, а функции этих голосов или их регистровое положение часто меняются, поэтому поделить их на два тембровых пласта с помощью режима Split невозможно. Благодаря акцентированию ритмических долей с помощью звуков, имитирующих ударную установку, стиль аранжировки приобретает эстрадно-бытовой оттенок. Разновидностью данного режима, позволяющей сделать звучание более насыщенным, является Layer (Dual) + Drum machine. Режим Split + Drum machine, в котором звучание двух разделенных по диапазону клавиатуры голосов сопровождается ритмом ударных, применяется, если голоса фактуры разграничены по регистрам и группируются в две функции, а их рисунок обладает художественной значимостью, что не позволяет применить автоаккомпанемент. Разновидностью этого режима следует считать Layer (Dual) + Split + Drum machine, где в каждой из разделенных частей клавиатуры на фоне остинато ударных звучит по два голоса. Это позволяет индивидуализировать и обогатить каждый из фактурных пластов. Звучание приобретает оркестровую полноту без помощи автоаккомпанемента. Автоаккомпанемент часто используется в музицировании на клавишном синтезаторе. Как правило, он представлен на синтезаторе тремя режимами, различающимися по способу взятия аккордов: упрощенным – Casio Chord (Single Finger), обычным – Fingered и по всей клавиатуре – Full Range Chord (Full Keyboard). Первый режим предназначен для начинающих учеников, незнакомых с интервальной структурой аккордов, второй – для более опытных. Но в обоих случаях аккорды автоаккомпанемента извлекаются левой рукой в левой части клавиатуры, соответствующей низкому регистру. При этом взятие клавиш инициирует не закрепленные за ними звуки, а звучание разных (до четырех и более) формирующих аккордовую структуру виртуальных инструментов в наиболее оптимальных для той или иной связанной с ними фактурной функции регистрах. Третий режим Full Range Chord (Full Keyboard), напротив, при взятии клавиш того или иного аккорда не только «запускает» многотембровый автоаккомпанемент по соответствующим гармоническим тонам, но и позволяет извлечь конкретные звуки взятого на клавиатуре аккорда. Поэтому с его помощью нельзя просто подменить режим Fingered (частая ошибка начинающих пользователей синтезатора). Задержанные аккордовые звуки в низком регистре дезорганизуют правильное в акустическом плане расположение аккорда (широкое внизу и тесное в середине) – они «гудят» и загрязняют фактуру. Применение этого режима оправдано в случае, когда с помощью автоаккомпанемента нужно поддержать звучание аккордов, извлекаемых на клавиатуре обоими руками в среднем и высоком регистрах. При этом данный режим позволяет сохранить в автоаккомпанементе обращение аккордов, что делает фактуру аранжировки более изысканной. Режимы автоаккомпанемента предполагают включение автоматики... ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ СМ. В БУМАЖНОЙ ВЕРСИИ ЖУРНАЛА Купить этот номер... |