Из публикаций 2005-2006:

Музыка и Электроника, 2005, № 3, с. 13-14, рубрика «Педагогическая мастерская»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КЛАССЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ АРАНЖИРОВКИ

Завырылина С.Н. 
преподаватель Тольяттинского социально-педагогического колледжа


Общеизвестно, что персональный компьютер завоевал твердые позиции во многих областях современной жизни, но для нас особенно важны и интересны его достижения в музыкальной сфере. Не так давно в нашем колледже преподаватели и студенты получили возможность заниматься компьютерными аранжировками. Это очень увлекательная и интересная работа, которая направлена на приобщение широкого круга студентов (не только музыкально образованных) к продуктивной творческой деятельности, развитию их музыкальной культуры и художественного вкуса.

Компьютерная аранжировка предполагает работу с музыкальными программами, которые требуют, во-первых, владения ПК, во-вторых, умения работы в какой-либо специальной музыкальной программе.

Как правило, человек, впервые столкнувшийся с компьютерными музыкальными программами, испытывает целый ряд затруднений, которые порождают многочисленные ошибки и неудачи.

И не всегда учебники и специальная литература помогают справиться с этой проблемой, так как материал или слишком сложный и рассчитан на «продвинутых» пользователей или очень «общий». Поэтому в нашем колледже для студентов были подготовлены практические пошаговые рекомендации по овладению одной из музыкальных программ.


Практические рекомендации и комментарии
по созданию композиции в музыкальном редакторе Dance Machine

1-я часть
Работа с готовыми сэмплами
Запустить программу Dance Machine:
  1. Появляется окно музыкального редактора Dance Machine. Вверху окна - линейка тактов, слева – номера звуковых дорожек с индикаторами, показывающими, какая дорожка является текущей (звучит в данный момент воспроизведения).
  2. При нажатии на кнопку «?» (вопрос) меняется цвет и появляется подсказка. Например, окно микширования (микшер – это устройство, в котором смешиваются различные звуковые сигналы).
  3. В окне микширования Dance Machine можно составлять композиции – миксы, собирая их из отдельных сэмплов – готовых музыкальных образцов. Полоски с надписями и есть сэмплы.
  4. Обычно в окне микширования загружен по умолчанию готовый микс под названием START.MIX, что и указано в поле имени. Он хранится в виде файла.
  5. Файл – область диска, предназначенная для хранения информации: программ, музыки, текста, рисунков и т.д. Каждому файлу присваивается имя, которое может иметь вторую необязательную часть – расширение. Расширение состоит не более чем из трех символов и описывает тип файла. Например, файл start.mix с названием start и расширением mix является миксом, то есть содержит музыкальную композицию.
  6. Чтобы прослушать предложенный микс, надо щелкнуть кнопку Старт воспроизведения на панели инструментов Пульт – тут же поедет белая вертикальная линия (курсор). Из колонок зазвучит музыка.
  7. Чтобы остановить воспроизведение микса, необходимо щелкнуть кнопку Стоп на панели инструментов Пульт, а также, используя общеизвестные кнопки, можно перемотать на такт назад и вперед, а также в конец или в начало микса.
  8. Для создания своего микса необходимо щелкнуть кнопку Новый на панели инструментов Пульт, В появившемся диалоговом окне щелкнуть кнопку – Да, чтобы подтвердить удаление текущего микса из окна микширования.
  9. Окно микширования стало чистым и готово для заполнения сэмплами.
  10. Прежде, чем начать заполнять микшерное окно сэмплами, их надо прослушать и отобрать в библиотеке, которая представляет собой набор сэмплов по группам (до 100 штук).
  11. Чтобы прослушать сэмпл, необходимо щелкнуть дважды по сэмплу. Т.о. можно прослушать все сэмплы, прокрутив окно сэмплов с помощью кнопок-стрелок.
  12. В некоторых сэмплах дополнительно к имени добавляются звездочки (от одной до четырех) – это означает, что сэмплы с разным количеством звездочек гармонически не подходят друг к другу. Поэтому рядом их ставить не рекомендуется.
  13. Если в имени сэмплов нет звездочки, то этот сэмпл гармонически независим и может стоять где угодно.
  14. Среди сэмплов имеются как моно, так и стерео. Стереосэмплы имеют дополнительные буквы в имени: L для левого канала (колонки) и R – для правого. Если перетащить такую пару на дорожки 7 и 8, то получится стереозвучание этого сэмпла.
  15. Моносэмплы на дорожке 7 будут слышны только из левой колонки, а на дорожке 8 – только из правой.
  16. Теперь можно выбирать сэмплы из библиотеки и перетаскивать на любые из шести первых дорожек окна микширования. В общем, собирать музыкальную композицию из сэмплов, как в конструкторе.
  17. Если необходимо повторить сэмпл на звуковой дорожке несколько раз (скопировать), то надо перетащить его, удерживая правую кнопку мыши.
  18. Далее можно прослушивать микс и редактировать (изменять, исправлять: перетаскивать сэмплы на другие такты или вовсе удалять, и добавлять новые).
  19. Когда микс полностью готов, прослушайте его, щелкнув кнопку Воспроизведение.
  20. Для того чтобы сохранить свой микс, надо щелкнуть на кнопке Запись, затем из списка имен дисков выбрать нужный
    (a: имя дисковода для гибких дисков, c: дисководов жесткого диска и d: дисковода CD-ROM), после этого выбрать в списке Папки нужную
    (например: Мои документы и ввести имя файла в соответствующее поле окна для сохранения микса).
  21. Для того, чтобы созданный файл открывался на любом другом компьютере, имя файла лучше набирать на английском языке (без символов)
  22. Чтобы открыть сохраненный файл, надо щелкнуть по кнопке Чтение.

2-я часть
Создание новых сэмплов

В музыкальном редакторе Dance Machine предусмотрено два способа создания сэмплов:

А) импортирование готовых звуковых файлов, не входящих в данную программу, причем эти файлы должны иметь формат WAV или PXD (формат файла-способ расположения и представления данных файла. Формат указан в расширении имени файла).

  1. Чтобы включить звуковой файл в новую группу сэмплов, следует щелкнуть импорт на панели инструментов Пульт, в появившемся окне выбрать имя дисковода и открыть папку с нужным файлом.
  2. Щелкнуть на кнопку OK.
Б) создание синтезированного звука путем записи «живого» звука.
  1. Для этого необходимо подключить микрофон к разъему звуковой карты сзади системного блока.
  2. Щелкнуть на кнопку Rec и при появлении Студии Звукозаписи щелкнуть на кнопку Старт звукозаписи, и когда счетчик покажет 1, пропеть что-нибудь в микрофон (нужно следить за оптическим метрономом и подаваемыми звуковыми сигналами, чтобы петь в такт).
  3. После окончания пения щелкнуть кнопку Стоп звукозапись.
  4. Для проверки полученного, щелкнуть кнопку Пробное воспроизведение.
  5. Чтобы звук перевести в сэмпл, нужно щелкнуть кнопку Запись.
  6. В появившемся окне сохранить сэмпл в папке Мои документы, щелкнув кнопку OK.
  7. Из студии звукозаписи выйти с помощью кнопки Выйти, потом щелкнуть кнопку новой звуковой группы (Wave – вид) – в окне появляется новый созданный сэмпл.
  8. Теперь с новым сэмплом можно работать, используя его при создании миксов обычным способом (см. 1-ю часть).
  9. Кнопка Экспорт используется для преобразования (конвертации) из формата MIX в WAV.(наиболее распространенный формат, поддерживаемый большинством звуковых приложений).
Статью с иллюстрациями см. в бумажной версии журнала

Купить этот номер...