Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2005, № 2, с.12-13, рубрика «По горячим следам»

В БУРНОМ МОРЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Фестиваль, рассказ о котором мы начали в предыдущей статье, стал заметным событием в текущей жизни ДМШ и ДШИ. Об этом говорилось при обсуждении итогов праздника – на завершающих встречах его Оргкомитета и Координационного совета.
Фестиваль засвидетельствовал возросший уровень мастерства как учащихся, так и педагогов, со все большим интересом и активностью осваивающих огромные художественные возможности новых музыкальных технологий. Судя по заинтересованному вниманию и яркой эмоциональной реакции слушателей Гала-концерта, клавишный синтезатор доказал, что в руках талантливых музыкантов он раскрывает свой мощный потенциал полноценного сценического инструмента и может прекрасно звучать при исполнении не только сольных номеров, но и в сочетании с традиционными инструментами. Фестиваль наглядно продемонстрировал, что синтезатор и музыкальный компьютер начали успешно использоваться как в классическом, так народном и современном, в частности, академическом музыкальном репертуаре.
Праздник завершил значительный этап развития детского музыкального исполнительства и творчества на электронных инструментах. Он позволил сдвинуть дело с мертвой точки, увидеть единомышленников. На Фестивале было представлено большое разнообразие интересных ансамблей, сочетающих как акустические, так и электронные инструменты. На сцене исполнялись и аранжировки, и оригинальные музыкальные композиции. «На то и школы искусств, чтобы «держать марку» и творчески раскрывать те богатые творческие возможности, которые заложены в новых музыкальных инструментах. А на бытовом уровне их и без профессионалов используют», отмечали устроители Фестиваля.

Из материалов
заключительного рабочего заседания организаторов
IV Открытого московского фестиваля электроакустической музыки
учащихся ДМШ/ДШИ

А.М. Гредин
(член Оргкомитета, директор ДШИ им. А.С. Даргомыжского):
Фестиваль в целом удался. В нем приняли участие около 300 учащихся и 70 педагогов из разных городов России. Особые слова благодарности в адрес тех, кто помог организовать фестиваль и оснастить его материальную базу: городского Комитета по культуре, его Методического кабинета, Управления культуры СВАО, Региональной общественной организации «Благотворительный центр «Гармония», а также спонсоров: фирм Casio, Korg, Roland, I.S.P.A., Музторг, сделавших подарки всем участникам фестиваля.

И.М. Красильников
(председатель Координационного совета Фестиваля, член Союза композиторов России):
Уровни I-го и IV-го фестивалей электроакустической музыки отличаются между собой «как небо и земля». Ежегодная московская площадка Фестиваля стала в сущности большим мастер-классом, трибуной для регулярного обмена опытом, достижениями и, конечно же, творческим праздником учащихся и педагогов многих городов страны. За это время возрос и усовершенствовался парк школьных музыкально-электронных инструментов, более высокими по своим технологиям стали музыкально-программное обеспечение и оборудование.
Позитивный опыт подхватывается в других городах. Фестивали проходят также в Санкт-Петербурге, в Московской области, Мончегорске, Южно-Сахалинске. На 2006-й год намечено проведение подобных праздников электроакустического творчества также в Мурманске, Красноярске и Ижевске. И это поступательное движение весьма плодотворно и полезно.
Думается, что в 2006 году уже нужно проводить Открытый конкурс современного электроакустического творчества среди детей и юношества разных регионов нашей страны и др. – но в формате звукозаписей (с привлечением художественных возможностей других искусств). А Положение о Конкурсе желательно разработать до начала нового учебного года.
Фестиваль показал значительное продвижение в понимании большинством его участников природы музыкально-цифрового инструментария. Исполнительское мастерство выросло, а аранжировки стали интереснее. Предложенная А.Ю. Апухтиным идея фестиваля – ограничить его в этом году рамками современной музыки академических жанров – для многих послужила стимулом в поисках необычного звукового материала, отвечающего образному строю этой музыки. Так, уместное использование сонорных голосов синтезатора со скользящей формантой, модуляцией, шумовых эффектов, приемов панорамирования способствовало созданию запоминающихся сказочных или юмористических образов.

М.А. Крюков
(директор ДМШ № 97):
Понимание специфики цифрового инструментария помогает играть «от своего имени», подчеркивая роль человека в «ручном» процессе – музицировании на синтезаторе и компьютере. Техника – всего лишь средство. Поскольку это осознано многими преподавателями и учениками, наша деятельность становится неотъемлемой частью музыкальной педагогики, развивая эту сферу. А фестиваль показал, что движение здесь есть. Наши сильные стороны: массовый охват учащихся; опора на лучшие традиции отечественного музыкального образования, на академический репертуар; взаимодействие электронного и акустического инструментария; ну, и нас, наконец, «услышали».

В.И. Зеленев
(педагог ДМШ им. А.Н. Скрябина):
Мы только в начале пути…

М.А. Крюков:
Это так, но путь к самому фестивалю был долгий. С 96-го года учащиеся нашей 97-й школы отыграли более 50-ти концертов электроакустической музыки. Автобусы, переносные ящики с оборудованием, экстремальные условия выступлений. А главное, – прием слушателей и уровень выступления…

Н.В. Михуткина
(педагог ДШИ им. А.С. Даргомыжского):
Хорошо, что на фестивале были представлены произведения, сделанные и на синтезаторе, и на компьютере. Эти инструменты дополняют друг друга.

В.И. Зеленев:
У синтезатора и компьютера очень широкие возможности. Так, обращаясь к синтезатору, можно заниматься «чистым» исполнительством, а можно делать аранжировки с «наворотами до беспредела». Музыкант здесь выбирает для себя совершенно разные роли, включая эти крайности.

И.М. Красильников:
Это точка зрения, с которой я всегда спорю. Когда вы озвучиваете на синтезаторе нотный текст и выбираете, скажем, для мелодии тот или иной тембр, вы занимаетесь инструментовкой, то есть становитесь немного композитором. Когда округляете звучание фразы, вы – исполнитель. Когда накладываете эффекты – звукорежиссер. Синтезируете звук – мастер по изготовлению виртуальных музыкальных инструментов. «Чистого» исполнительства на синтезаторе нет. Специфика синтезатора требует от музыканта универсальности. Притом, чем увереннее он проявляет себя во всех этих ипостасях, и особенно в создании оригинального сонорного звукового материала, тем ярче результат.

Е.В. Орлова
(директор журнала «Музыка и Электроника», член Союза композиторов России):
Меня не увлекает абсолютный уход в сонорику или синтетические тембры. Синтезатор – это не только способ достижения чего-то абсолютно нового. Электронные технологии позволяют и старое оживлять, в том числе классику, «вливая новое вино в старые меха». Это мы видели, например, при исполнении на Фестивале переложений арий Вивальди для электроакустического ансамбля (скрипки, флейта, синтезатор и др.).

В.И. Зеленев:
Если исключим классику, то как приобщим ребенка к музыкальной культуре? Учебный репертуар без классики в детских музыкальных школах немыслим.

И.М. Красильников:
Я, конечно, не против классики, но дорога к профессионализму в нашей сфере, думается, все же лежит через освоение сонорики.

А.Ю. Апухтин
(педагог ДМШ им. В.С. Калинникова):
Существует проблема иного рода – продолжения профессионального обучения, начатого в музыкальной школе способными ребятами. Синтезатор – это не только дополнительный инструмент, как многие представляют, но и специальный. Я знаю лишь несколько учебных заведений, куда можно поступать после окончания класса синтезатора в музыкальной школе.

М.А. Крюков:
Один из моих учеников поступил сразу в вуз – на отделение киномузыки. Для выпускников школ также есть возможность продолжения обучения в учебных заведениях среднего звена, таких, например, как Тольяттинский социально-педагогический колледж, Норильский колледж искусств.

И.М. Красильников:
Освоение клавишного синтезатора вполне может стать трамплином и для профессионального обучения в сфере компьютерной музыки. Но пока наши ученики с успехом поступают на дирижерско-хоровое, теоретическое, звукорежиссерское отделения музыкальных училищ и колледжей.

М.А. Крюков:
«Электронная революция» в музыкальной педагогике идет «снизу». И если в средних и высших учебных заведениях ее не замечают, надо чтобы им активнее подсказывали вышестоящие органы культуры. Думаю, что широкое открытие таких факультетов в ссузах и вузах не за горами.

Н.В. Михуткина:
А вот еще важная, на сей раз этически-творческая проблема – может ли на концертах нашего фестиваля звучать столь критикуемая «фанера»? Ведь выступающий на сцене призван играть на инструменте, а не имитировать игру.

И.М. Красильников:
Конечно, имитация игры под звучание фонограммы – проявление неуважения по отношению к окружающим. Это сызмальства приучает «втирать очки» и может иметь негативные последствия, как для ребят, так и для их воспитателей.

Н.В. Михуткина:
Прозвучало несколько номеров, аранжировки которых были сделаны преподавателем. По-моему, это выходит за рамки нашего фестиваля. Пусть такой преподаватель идет в Союз композиторов и показывает там свое творчество.

В.И. Зеленев:
А я думаю, играть под «минусовку» и петь под нее – это тоже искусство.

И.М. Красильников:
Да, но если ученик не участвовал в создании этой «минусовки», то формату нашего фестиваля это точно не соответствует.

М.А. Крюков:
Мы придерживаемся партитуры, но фактически заново делаем музыку своими руками – это «ручная работа» по линии «наибольшего сопротивления». Можно привести пример трактовки нашими учащимися пьесы Бизе-Щедрина в аранжировке Пешняка. В партитуру ребятами были внесены некоторые изменения с целью приспособления ее под возможности наших инструментов. Но, что важно, при этом не использовалось никакой автоматики. Поверьте, это так увлекательно!

И.М. Красильников:
Без автоматики, несомненно – путь к более живому звучанию: можно ярче проинтонировать текст, полнее проявить свое исполнительское мастерство и артистизм.

М.А. Крюков:
На Фестивале в некоторых выступлениях мелодия исполнялась под сопровождающую автоматику «одним пальцем» – тоже своеобразный «артистизм»…

И.М. Красильников:
Надо различать «минусовку», то есть воспроизведение предварительно записанной фонограммы в качестве основы концертного звучания, и применение мультипадов, украшающих это звучание. Во втором случае также можно ярко проинтонировать текст – ведь большая часть звуков извлекается «вживую».

М.А. Крюков:
Это важный вопрос! Нужны разные номинации. Нельзя с одинаковой меркой подходить к живому исполнению на синтезаторе и игре под минусовку или использованию фонограммы.

И.М. Красильников:
Можно пойти еще дальше и провести конкурс электронных фонограмм отдельно – ведь профессиональная электронная музыка в основном развивается как фонографическая. Хотя, конечно, живая электроника тоже актуальна. Фонограммы можно делать и на компьютере, но на всех синтезаторах есть секвенсеры, которыми пока наши ученики пользуются мало. Вот и повернем их лицом к открывающимся здесь творческим проблемам.

Е.В. Орлова:
Лучше назвать такое будущее состязание не конкурсом фонограмм, а конкурсом звукозаписей электроакустического творчества. И, может быть, сделать его открытым – с возможностью участия в нем детей и подростков не только нашей страны.

М.А. Крюков:
Ну, что ж, если появляются новые идеи, значит, направление наше развивается.


Статью с иллюстрациями см. в бумажной версии журнала

Купить этот номер...