Что такое виртуальные синтезаторы
Говоря научно, виртуальные синтезаторы – это программы, которые используют математические алгоритмы для создания синтезированного звука на выходе звуковой платы компьютера. А ненаучно?
На дворе ХХI век, век, когда самую обычную вещь принято рассматривать с точки зрения хай-тек технологии. Что из себя в этом смысле представляет традиционный клавишный инструмент (пианино, рояль, клавесин)? Функционально его можно разбить на три составные части (выражаясь современно – на три модуля): А – клавиатура и педали – то, чем музыкант управляет в процессе игры; В – передаточный механизм (рычажки, пружинки, демпферы и так далее); С – звукоизвлекающий модуль (молоточки, непосредственно бьющие по струнам).
А теперь рассмотрим с этой точки зрения обычный (невиртуальный) современный синтезатор: А – клавиатура и панель управления с кнопками и ручками; В – передаточный блок (электронные схемы, синтезирующие звук на основе команд, пришедших с клавиатуры и передней панели); С – звукоизвлекающий модуль – встроенный в синтезатор усилитель звука и встроенные в него же громкоговорители (динамики).
Существует так называемая рэковая разновидность синтезаторов – звуковые модули (другое название – тон-генератор). Это небольшие коробочки, содержащие только блок В (согласно нашей условной схемы). Они так называются, потому что в профессиональных аудио студиях устанавливаются в специальные стойки типа этажерки – рэки. У звукового модуля имеется вход – куда обычно подключается другой синтезатор (с клавиатурой) – и выход (на внешний усилитель или микшерный пульт). Таким образом, музыкант получает возможность играть сразу на нескольких синтезаторах, используя только одну клавиатуру.
Фактически, звуковой модуль – это синтезатор без клавиатуры и динамиков. Начинка звукового модуля – электронные схемы и чипы, разработанные фирмой-изготовителем. Именно они создают индивидуальный неповторимый тембр данной модели синтезатора, они же определяют и другие его возможности – способы управления тембром звука, возможность записывать мелодии или даже создавать полноценные музыкальные аранжировки. Производители синтезаторов стали выпускать их сразу же в двух вариантах – как обычный синтезатор с клавиатурой и как звуковой модуль.
Хотя указанные выше схемы и чипы могут содержать какие-то элементы программирования, в основном, они сохраняют неизменными все свои свойства и возможности. Чтобы добавить какие-то новые тембры, необходимо вставить в синтезатор дополнительный чип.
Позднее появился новый тип синтезатора – сэмплер. Строго говоря, такой синтезатор не синтезирует звук, а воспроизводит записанный заранее звуковой фрагмент – отдельную ноту какого-нибудь инструмента или даже целую фразу. Для того чтобы сэмплер мог играть, в него надо предварительно этот звуковой фрагмент «загрузить». Многие современные синтезаторы объединяют в себе оба указанных типа (синтезирование звука и воспроизведение сэмплов).
Итак, в невиртуальном синтезаторе используются электронные схемы и чипы, произведенные конкретным производителем и соответствующие конкретной модели синтезатора. Хотя они находятся где-то внутри корпуса синтезатора, их можно (открутив верхнюю панель) увидеть и даже «пощупать».
В отличие от синтезатора, компьютер не «заточен» под какие-то определенные функции. Поставили на него текстовый редактор – вот он стал скучной офисной принадлежностью, пишущей машинкой. Установили программу обработки изображений – он превратился в мольберт с фотолабораторий в придачу. Программа медиа-плейер позволяет слушать музыку и смотреть видео. И самое приятное – все это он может делать одновременно – хватило бы мощности (других ограничений нет)! Рисовать картинку, тут же вставляя ее в текстовый документ, и одновременно слушать музыку – привычное для любого «юзера» состояние.
Ну, вот мы и подошли к виртуальным синтезаторам. А почему бы, задумался какой-то (ненавидимый всеми производителями синтезаторов) программист, не создать программу, которая бы делала все те же вещи, что и электронная начинка моего любимого синтезатора!
И сделал такую программу. Итак, виртуальный синтезатор не является дубликатом обычного – он его максимально близко имитирует. Первые виртуальные синтезаторы значительно уступали по качеству звука реальным, то есть звучали тускло и уныло. Это было связано как с объективными причинами (недостаточная мощность старых компьютеров), так и с субъективными (у программистов было мало опыта в создании таких программ).
Как с ними работать
Существуют три основные разновидности виртуальных синтезаторов. Первая и самая распространенная – программа в виде подключаемого модуля (plug-in). Это означает, что запустить такую программу можно только из окна другой. Обычно эта другая программа – MIDI-секвенсер. MIDI-секвенсер сам не производит звуки, а посылает команды (какую ноту когда сыграть с какой громкостью и каким тембром) на синтезатор звуковой карты компьютера. Таким образом, можно заставить звучать заранее записанную (MIDI-нотами) аранжировку.
После установки виртуального синтезатора на компьютер MIDI-секвенсер начинает его «видеть», а, следовательно, посылать MIDI-ноты именно на него. Виртуальный синтезатор воспроизводит эти ноты своими тембрами (формирует звук) и посылает результат на звуковую карту, которая в этом случае просто конвертирует звук из цифрового вида (в компьютере все-все-все живет только в виде чисел) в обычный – аналоговый – и выдает на колонки или наушники. И даже если вы желаете просто поиграть на виртуальном синтезаторе без всякой записи и воспроизведения, вам необходимо все равно сначала запустить программу-секвенсер, а из ее окна – виртуальный синтезатор.
Почему этот тип виртуальных синтезаторов наиболее распространен? Потому что в результате мы имеем очень гибкую систему и широкие возможности. Такой виртуальный синтезатор я могу подключить к любой программе-секвенсеру, а с другой стороны в имеющийся секвенсер могу встроить любой такой синтезатор.
Вторая разновидность виртуального синтезатора – самостоятельная программа. Такую программу можно использовать и с секвенсером, и без него. Это как бы предыдущий вариант виртуального секвенсера с дополнительной функцией.
Третья разновидность – виртуальный синтезатор, являющийся обязательно частью программы-секвенсера. Это означает, что данный виртуальный синтезатор я могу использовать только в его «родном» секвенсере.
Теперь кратко определим последовательность действий при работе с виртуальным секвенсером (имея в виду первый тип виртуального синтезатора).
Установить на компьютере программу MIDI-секвенсер или любую другую программу (но имеющую одну из функций – MIDI-секвенсер).
Правильно (так, чтобы потом MIDI-секвенсер ее увидел) установить программу виртуальный синтезатор.
Запускаем MIDI-секвенсер.
Открываем в нем какую-нибудь аранжировку или играем на подключенном к компьютеру обычном синтезаторе (или MIDI-клавиатуре).
Находим в секвенсере наш установленный виртуальный синтезатор.
Устанавливаем настройки секвенсера так, чтобы он посылал сыгранные или записанные ноты не сразу на звуковую карту, а через этот найденный синтезатор.
Разумеется, и в самом виртуальном синтезаторе имеются обширные возможности «порулить» – выбрать тембр звука, назначить его на определенный MIDI-канал, установить громкость, панораму, эффекты. Да мало ли чего! А нелюбители возиться могут просто выбрать тембр звука из заранее подготовленной библиотеки (которая может включать десятки компакт-дисков).
Несколько примеров
В качестве иллюстрации будут приведены несколько виртуальных синтезаторов. В настоящее время число их подходит к сотне, и среди музыкантов не утихают споры – с каким удобнее работать, какой лучше звучит, какой надежнее и какой моднее.
В принципе, выбор виртуального синтезатора определяется задачами, которые перед вами стоят (стиль музыки, быстрота работы над проектом и т.д.), и возможностями компьютера (а «потянет» ли он облюбованный вами виртуальный синтезатор)?
SampleTank
Подключаемый модуль-сэмплер компании IK Multimedia Production, 16 MIDI-каналов, импорт сэмплов из файлов форматов WAV, AIFF, SDII, AKAI и SAMPLECELL. Собственная библиотека сэмплов на нескольких компакт-дисках.
Надо учесть, что первоначальное значение английского слова танк – емкость, бочка, цистерна (отсюда, кстати, пошло слово танкер). Вверху в центре папки с инструментами (открыта Guitar, а в ней открыта папка Acoustic, а в ней два тембра – Fingered 1 и Nylon).
Слева вверху видно, что загружены тембры Soft Fingered в первый MIDI-канал, Acoustic Grand 3 – во второй и Studio Natural – в десятый.
HALion
Еще один плагин-сэмплер, производитель – компания Steinberg, функции и возможности – примерно такие же, собственная библиотека поскромнее, но разумеется, можно загружать сэмплы и других производителей – Akai, Emu, Gigasampler и далее.
В окошке над левой колонкой можно увидеть, что в настоящий момент программа работает с библиотекой тембров другого виртуального синтезатора – GigaSampler. Во второй колонке выделен тембр 0-99 ВРМ (это фрагмент партии барабанов, который целесообразно использовать в песнях с темпом меньше ста). В четвертом окне видно, что этот тембр (набор ударных инструментов) содержит 33 сэмпла (записанных заранее звуков реальных ударных инструментов). Еще правее находится окно с информацией о выделенном сэмпле (в данном случае – SLOBALLAD 81). В самом правом окне – список загруженных тембров.
MHS Space Synthesier
Подключаемый модуль-синтезатор с возможностью программировать небольшие секвенции. Само название говорит о том, что этот виртуальный синтезатор служит для создания «космических» звуков. На панели управления имеются стандартные для аналоговых синтезаторов секции «сочинения» тембров. Эти тембры можно создавать самому, а можно воспользоваться поставляемой вместе с программой библиотекой.
Reaktor
Мощный виртуальный синтезатор компании Native Instruments, который может работать и как подключаемый модуль, и самостоятельно.
Синтезатор строится по модульному принципу, то есть каждый тембр (в терминологии программы – Instrument или Ensemble) создается уникальной схемой, которая собирается из набора различных модулей (своеобразных кирпичиков). С помощью этих модулей можно синтезировать новые звуки, можно записывать их в аудио файлы, можно обрабатывать сторонние файлы, создаваемые другими программами.
Слева вверху мы видим дерево папок (как в обычном проводнике Windows) с выделенной папкой Synths. Ниже располагается набор готовых тембров, которые имеются в этой папке. Большое окно справа содержит панель управления синтезом звука для выбранного тембра Uranus.
Arturia CS-80V
Программная имитация популярного в семидесятые годы синтезатора Yamaha CS-80 (его можно услышать в записях таких музыкантов как Jean-Michel Jarre, Keith Emerson, Stevie Wonder, Vangelis). Можно выбрать готовый тембр (в окошечках вверху видно, что сейчас загружен пресет J.M.B_ Brass1 из банка Horns). Можно создать новый тембр или небольшую секвенцию самому, управляя многочисленными ручками и кнопками на передней панели синтезатора. Забавно видеть, как вращаются небольшие вентиляторы, полускрытые за сеточками в верхних углах. Как известно, синтезаторы семидесятых при достаточно долгой непрерывной работе (час и более) так нагревались, что у них «плыл» строй. Для решения этой проблемы реальный синтезатор был оснащен как раз такими вентиляторами.
В заключение статьи хочу обратиться к читателям за небольшим советом. В настоящее время я работаю над книгой-справочником о музыкальных и звуковых программах (это будет новая версия книги «600 звуковых и музыкальных программ»). Буду рад получить от вас деловые критические замечания по предыдущей книге и пожелания по поводу новой – E-mail: paulzhiv(at)mtu-net.ru.
У электронной и компьютерной музыки большое будущее, причем время показало, что она не является конкурентом для музыки традиционной. Нельзя плохо относиться к электронной музыке только потому, что она используется в шоу-бизнесе. Ведь одной из составляющей так называемых «хитов» являются и стихи – но ведь поэзия как вид искусства от этого не стала хуже!
Статью с иллюстрациями см. в бумажной версии журнала