Из публикаций 2004–2016

Музыка и Электроника, 2016, № 2, с. 11–12, рубрика «На острие проблемы»

Из ОБРАЩЕНИЯ в Министерства РФ.

По итогам Всероссийской научно-практической конференции

«Обеспечение преемственности образования в сфере музыкально-цифровых инструментов и технологий»


28 марта 2016 г.
ГМЦ «КТМ и ЭМИ» (ДШИ им. М.А. Балакирева, г. Москва)


Система музыкального образования в России, отстающая на полвека от многих зарубежных стран (не только Запада, но и Востока) по части освоения современного инструментария и образовательных технологий, нуждается в значительной коррекции. Специфика культуры XXI века во многом определяется компьютерно-цифровой революцией в области способов передачи информации, в т.ч. художественной, музыкальной. Происходят значительные сдвиги и в сфере подготовки профессиональных кадров. Выпускники музыкальных вузов нередко не находят работу по полученной традиционной специальности. Вместе с тем существует большой спрос на квалифицированных специалистов нового типа, владеющих, помимо традиционных, и новейшими музыкально-образовательными технологиями, а также способами создания, аранжировки, исполнения, записи и воспроизведения музыки, в т.ч. в разного рода мультимедиа проектах.

Важно обеспечить преемственность и последовательность уровней образовательного процесса по освоению электронного музыкального инструментария на всех 3-х уровнях обучения музыкальному искусству — начальном, среднем и высшем.

На начальном уровне музыкального образования — необходимо скорейшее создание и утверждение ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Электронные музыкальные инструменты»* для ДМШ и ДШИ. Т.к. дальнейший образовательный путь для выпускников школ уже обозначен: продолжение обучения на среднем и высшем уровнях образования по имеющимся государственным стандартам «Музыкальная звукорежиссура», «Музыкальное звукооператорское мастерство» и профилю «Компьютерная музыка и аранжировка». А основы искусства электронной аранжировки (в т.ч. на клавишном синтезаторе, музыкальном компьютере) и приемы управления звуком начинают изучаться в школах.

Необходимо поддержать комплексное развитие данного образовательного направления, взяв на вооружение опыт наиболее продвинутых в этом отношении школ. При этом первая половина 8(9)-летнего цикла обучения в школе искусств по программе «Электронные музыкальные инструменты» должна проходить с опорой на освоение клавишного синтезатора (в соответствии с ведущим для раннего детского возраста игровым видом деятельности), а вторая — с более активным привлечением музыкального компьютера и связанной с ним деятельностью по электронному сочинению, компьютерной аранжировке, моделированию (саунд дизайну), звукорежиссуре, проектной мультимедийной работе (созданию музыкальных презентаций и др.).

Пребывание же ныне только в общеразвивающем русле отодвигает социально-востребованную образовательно-инновационную деятельность на задворки серьёзного учебного процесса, опуская её на уровень кружковой работы и любительского музицирования. Направление электронного музыкального творчества имеет все основания для получения предпрофессионального статуса в ДМШ и ДШИ, поскольку существует и развивается в школах страны уже в течение 20 лет.

  • За это время был выпущен целый ряд научно-исследовательских работ, создано много методических программ и пособий (по классам клавишного синтезатора, студии компьютерной музыки, музыкально-компьютерной аранжировки и моделирования, звукорежиссуры, музыкальной информатики, арт-сольфеджио, мультимедийным формам обучения).
  • Основано специализированное периодическое издание — всероссийский образовательный журнал «Музыка и Электроника».
  • Проведено много региональных, всероссийских, международных научно-практических конференций и семинаров, масштабных фестивалей и конкурсов творчества (в детской, студенческой и педагогической номинациях).
  • Организовано большое число курсов повышения квалификации на разных региональных уровнях.
  • Выросли профессиональные научные и педагогические кадры. Полученный за эти годы профессиональный опыт позволяет ведущим преподавателям работать не только в школах искусств, но и в колледжах, а также музыкальных вузах.
  • Во многих школах закуплено дорогостоящее музыкально-электронное оборудование, а в ряде ведущих созданы мощные материально-технические базы (по инструментальному и лицензионно-программному обеспечению).

Направления же обучения на среднем и высшем уровнях обучения — в ссузах и вузах — следует усилить новыми специальностями. Удаление вузовского профиля «Музыкально-компьютерные технологии» из образовательных госстандартов, случившееся несколько лет назад, было опрометчивым и недальновидным. Необходимо вернуть этот направление или ввести аналогичные, например, «Электронное музыкальное творчество», либо «Электронное музыкально-инструментальное искусство» и т.п., которые могут включать области электронной музыкальной композиции, импровизации, аранжировки, инструментовки, исполнительства, звукорежиссуры, саунд дизайна, подготовку педагогов и др.

Способствовать Министерству культуры в подготовке новых предпрофессиональных и профессиональных программ и специальностей сможет общероссийская общественная Национальная экспертная коллегия по разработке и внедрению ФГТ и стандартов обучения в области электронного музыкального инструментария и творчества, сформировавшаяся в процессе сотрудничества соответствующих Методических центров гг. Москвы, Санкт-Петербурга и всероссийского образовательного журнала «Музыка и Электроника».

Возможные паллиативные варианты введения новых специальностей — путем расширения инструментария внутри имеющихся стандартов:

    1. Во ФГОС СПО по специальности 073101 «Инструментальное исполнительство» (по видам инструментов)» добавить «Электронные музыкальные инструменты»;
    2. Во ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 073100 «Музыкально-инструментальное искусство» добавить также «Электронные музыкальные инструменты».

До того времени, как будут решены все обозначенные выше проблемы с созданием необходимых ФГТ и госстандартов, просим МК РФ разослать по регионам рекомендации о введении (за счёт вариативной части «предпрофессиональных» учебных планов) восьмилетнего курса творческой и звукотехнической подготовки детей и подростков всех школьных отделений (по 1 часу в неделю) на основе использования современных музыкально-компьютерных технологий. Своевременный ответ государственных служб на важные социальные запросы времени по подготовке новых профессий и специальностей очень важен. •



Представители отечественного композиторского сообщества
и ведущих музыкальных вузов, колледжей,
детских школ искусств России




* Понятие «электронные музыкальные инструменты» трактуется здесь в широком его значении, включающем как концертно-игровые, так и студийные электронно-цифровые инструменты (музыкальные рабочие станции, музыкальный компьютер) и т.п. ^