Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2009, № 3, с. 12-13, рубрика «Практичная теория»

Органные голоса синтезатора

Игорь Красильников
доктор педагогических наук, член Союза композиторов России

Среди голосов клавишного синтезатора значительное место занимают голоса, имитирующие органные звучания. Они присутствуют и среди минимального набора инструментов синтезатора (General MIDI), и среди «продвинутых тонов» (Advanced Tones). Нередко они составляют самостоятельный банк из нескольких десятков инструментов, каждый из которых можно модифицировать, опираясь на возможности органного и вычитающего синтеза, а также с помощью звукорежиссерских эффектов.

Чтобы воспользоваться всеми этими звуковыми ресурсами, надо, прежде всего, разобраться с классификацией органных голосов и особенностями органного синтеза.

Определенную часть этих голосов составляют традиционные духовые органы (Church Organ — церковный орган, Chapel Organ — орган протестантской церкви, Pipe Organ — орган с лабиальными трубами, Reed Organ — орган с язычковыми трубами др.). Чаще всего они имитируют строгие и благородные по звучанию барочные органы, которые сформировались к XVII — началу XVIII века. Эти голоса погружают слушателя в атмосферу богослужения западных конфессий христианской церкви, где их применение связано с аккомпанированием церковному хору, исполнением сольных произведений и импровизацией. (…)

Голоса духовых органов, однако, в тембровом наборе синтезатора занимают весьма скромное место. Гораздо шире в этом наборе представлены электроорганы.

У них своя история, стилистические амплуа и исполнительские традиции. В наибольшей мере на наше представление о звучании электрооргана повлияла его знаменитая модель — орган Хаммонда (с 1934 по 1975 гг. было выпущено более 100 тысяч таких инструментов). Этот портативный недорогой электроорган имел три клавиатуры (включая ножную) и мог достаточно реалистично имитировать звучание своего акустического прототипа.

Но, вместе с тем, он обладал дополнительными выразительными возможностями: более мягкого возникновения и затухания звука с одной стороны, и — острого, гротескного стаккато с применением эффекта перкуссии — с другой, обогащения звучания с помощью интенсивного вибрато, хоруса и электромеханической реверберации, был оснащен эффектами пространственной обработки звука лэсли (плавающего звука, возникающего благодаря вращающемуся громкоговорителю) и динамической обработки — дисторшна, овердрайва. (…)

Современный синтезатор весьма искусно передает все эти оттенки звучания, и представленные в его тембровом наборе многочисленные голоса электроорганов, в основном, ориентированы на стилистику джазовой, рок- и поп-музыки.

Как же разобраться с большим числом этих имеющихся в памяти синтезатора самых разнообразных голосов? (Скажем, на многих инструментах CASIO в банке Drawbar Organ их число достигает 50).

Много полезной в этом плане информации содержится в их названиях, которые отражают те или иные особенности звучания. Так, классифицировать электроорганы можно:

  • по близости звучания тем или иным традиционным инструментам: Flute (флейты), Reed (язычковые), String (струнные) и др.;
  • по характеру регистровки: Full (полный), Block (блок), Pure (чистый), Even (ровный), 16', 16' + 1', 8' + 4' (сочетания труб разной длины, выраженной в футах) и др.;
  • по типу положенного в основу звучания звукорежиссерского эффекта: Delay (задержка), Chorus (хорус), Deep Chorus (глубокий хорус), Overdrive (исказитель овердрайв), Dist. (исказитель дисторшн), Dist. Leed (исказитель дисторшн соло), Tremolo (тремоло), LFO Wah (скользящая форманта — «вау»), Ring (кольцевая модуляция), Mad Rotary (»сумасшедшее» вращение громкоговорителя), Perc. (атака с перкуссионным призвуком) и др.;
  • по жанровым признакам и характеру ассоциативности звучания: Jazz (джаз), Soul (соул), Gospel (госпел), Theater (театральный), Old (старый), Odd (странный) и др.

Помимо выбора того или иного голоса электрооргана у пользователя современного синтезатора имеется возможность самостоятельно такие голоса создавать. Новые голоса строятся на основе имеющихся по принципу аддитивного синтеза, т.е. на основе складывания звука из множества обертонов. Этот характерный для духовых органов способ получения разнотембровых красок является наиболее древним видом звукового синтеза.

Так, для этих целей на многих синтезаторах CASIO предназначены 9 пар кнопок, имитирующих рычаги выбора комплектов органных труб — от 16 до 1 фута:

  • 16' — звучание октавой ниже взятой клавиши (длина труб вдвое больше 8');
  • 5 1/3' — звучание на квинту выше взятой клавиши (2/3 от 8');
  • 8' — звучание без транспорта;
  • 4' — звучание октавой выше (1/2 от 8');
  • 2 2/3' — звучание на дуодециму выше (1/3 от 8');
  • 2' — звучание на две октавы выше (1/4 от 8');
  • 1 3/5' — звучание на две октавы с большой терцией выше (1/5 от 8');
  • 1' — звучание тремя октавами выше (1/8 от 8').

С помощью каждой из этих пар кнопок можно усилить или ослабить громкость той или иной частотной составляющей целостного органного тембра (в диапазоне от 0 до 3 единиц). При этом исходное звучание заметно меняется. Так, усиление низкочастотных составляющих делает его более устойчивым, массивным. Усиление среднечастотных составляющих вносит в него плотность, а высокочастотных — яркость, резкость.

Интересный результат получается при выключении труб среднего регистра (например, 16' + 1'). Такой расслоенный, с «пустой серединой» тембр становится прозрачным (поэтому хорош в соло), и, вместе с тем, благодаря удвоению в 4 октавы, он приобретает необычный, загадочный оттенок и хорошо читается на фоне сопровождения.

Украсить органное звучание и одновременно сделать его более четким в процессе синтеза можно с помощью добавления щелчка (click) — перкуссионного призвука, обостряющего атаку. При этом связанные с получением этого эффекта 2-й или 3-й обертоны могут быть отрегулированы по времени (в пределах значений от 000 до 127), что влияет на характер первоначального неполного затухания — Decay…



Полную версию статьи см. в бумажной версии журнала, с.12–13

Купить этот номер...