На главную О журнале Оглавления выпусков ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ Подписка, купить СобытияОбразование, услуги Киоск изданий Музыкальное оборудование Медиатека Клуб журнала Гостевая книга Контакты,редакция,авторы |
Из публикаций 2004-2012: Музыка и Электроника, 2008, № 1, с. 2, рубрика «Звезды поп-электроники»
Вячеслав МЕЩЕРИН: штрихи к портрету Игорь Иванов ведущий научный сотрудник лаборатории EM-lab В конце 80-х годов ХХ века в институте НИКТИкультура Министерства культуры СССР была организована лаборатория электромузыкального оборудования. Лаборатория должна была изучать опыт конструирования электромузыкальных инструментов зарубежных производителей и давать рекомендации отечественному Музпрому. Для этого было закуплено музыкальное оборудование современных (по тем временам) образцов: цифровые синтезаторы, электропианино, МИДИ-контроллеры, электрогитары, записывающая и воспроизводящая аппаратура. Возглавил лабораторию талантливый инженер и музыкант Алексей Сергеев. В начале 90-х годов у Сергеева и его сотрудника Кирюшатова возникла идея создать на базе имеющихся инструментов целый оркестр. Дирекция института идею поддержала. Образовался оркестр электромузыкальных инструментов (ОЭМИ) – профессиональный концертный коллектив одаренных музыкантов, обладающих большими творческими и техническими возможностями. На должность художественного руководителя и дирижера был приглашён Народный артист России Вячеслав Мещерин. Талантливый и самобытный музыкант, энтузиаст электромузыки Вячеслав Валерианович Мещерин ещё в 1956 году создал первый в стране ставший впоследствии широко известным Ансамбль электромузыкальных инструментов при Гостелерадио СССР. Это событие положило начало новому направлению развития отечественной музыкальной культуры – профессиональной электромузыке. Оркестр Мещерина сохранял все эти долгие годы свою индивидуальность, основанную на тщательном подборе репертуара – популярной музыки самых разнообразных жанров, яркости и оригинальности аранжировок как давно знакомых, так и совершенно новых произведений, бережном отношении к музыкальному материалу, а также благодаря легко узнаваемому исполнительскому стилю. Из воспоминаний бывшего работника министерства культуры СССР Ляховича С.И.: Я познакомился с Мещериным в 1979 году в секции московских театральных звукорежиссеров, где он рассказывал собравшимся об устройстве и работе ЭМИ. Мещерин стал активным участником секции. На заседания секции приглашались специалисты из различных НИИ, представители промышленности, разработчики звукотехнической аппаратуры. Мещерин всегда был в поисках нового. Мне пришлось присутствовать у него дома на встрече с ним известного изобретателя ЭМИ Льва Сергеевича Термена. Было видно, что эти два специалиста в области электромузыки нуждаются во взаимной информации. Термен рассказывал о предстоящей модернизации терменвокса, а сам спрашивал, каких функций не хватает современным ЭМИ. Мещерин в свою очередь интересовался, как наиболее эффективно использовать ЭМИ при аранжировке. Очень ответственно Мещерин рассматривал вопросы акустики залов при звукозаписи. Он учёл рекомендации известного звукорежиссера В.Б. Бабушкина о размещении ЭМИ на эстраде во время концертного исполнения и при звукозаписи оркестра. Но особенно приятно было его видеть на концертных площадках. Появлялся Мещерин на эстраде всегда элегантно одетый, стройный, легкий в движениях. Иногда резкие, иногда плавные движения рук заставляли весь оркестр звучать так, как он хотел. Как не мыслим джаз Л. Утёсова без Утёсова, так и оркестр ЭМИ не мог существовать без Вячеслава Мещерина… Придя в новый оркестр, Мещерин активно включился в работу. Начались репетиции, пробные записи. Весь прежний багаж сделанных наработок приходилось переосмысливать заново. Состав оркестра стал чисто электронным (не считая двух электрогитар), появились новые возможности тембральных обработок звука. Редактированием оригинальных тембров порой занимался весь коллектив оркестра. Все инструменты оркестра были подключены к многоканальному аналоговому пульту, сигнал с выхода которого поступал на профессиональный цифровой магнитофон системы R-DAT. Запись фонограмм производилась одной сессией без монтажа. Как правило, записывали несколько дублей, которые прослушивались всем коллективом, и лучший вариант оставляли в архиве. Иногда на запись одной песни уходило несколько дней. Так называемое «сведèние», определявшее «долю» участия каждого инструмента в звучании ансамбля, осуществлялось самим дирижером (Мещериным) во время исполнения. К концу 1992-го года собралось достаточное количество фондовых записей, и было принято решение издать компакт диск с музыкой оркестра. В 1993 году внешнеторговая организация «Международная книга» на фирме «Олимпия» выпустила англоязычный вариант компакт-диска оркестра с дословным переводом названия «Московские ночи и вечерние колокола». Диск приобрел большую известность у зарубежных заказчиков. Мне приходилось видеть факсовые распечатки, где дистрибьюторы разных стран (Япония, Германия, США и др.) заказывали многие сотни экземпляров диска для продажи в своих странах. В 1994 году диск был переиздан для российского слушателя компанией A-RAM с названием «ОЭМИ. Русское собрание». [...]Полную версию статьи и иллюстрации см. в бумажной версии журнала Купить этот номер... |