Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2007, № 2, с. 4, рубрика «События»

АБРА-ЗВУК. О Втором Международном фестивале электронной музыки и медиа искусства «аБрАкАдАбра»

Юлия Дмитрюкова,
ученый секретарь Ассоциации электроакустической музыки России

Британские техно-группы и японский медиа-конструктивист Риоджи Икеда, жесткий «брейккор» и Эдгар Варез, электроарфа и «Оркестр лэптопов», московские ди-джеи и консерваторский ансамбль «Студия новой музыки»… если все это смешать, то что получится?

Получится – «аБрАкАдАбра»! Второй фестиваль под этим «заклинательным» названием состоялся 19-21 апреля этого года в Москве.


Организаторы поставили перед собой амбициозную задачу – сделать массовый фестиваль экспериментальных жанров, наподобие западных Sonar (Барселона), Transmediale (Германия), Supersonic (Великобритания) и др. И фестиваль определенно находится на пути к этому, объединив множество разрозненных российских и зарубежных проектов и собрав достаточно много публики.

Первый фестиваль «Абракадабра» состоялся в 2004 году. В течение одной ночи в спорткомплексе «Крылья советов» выступили около двух десятков музыкантов и медиа-артистов из России, США, Бельгии, Испании и Хорватии. Фестиваль собрал около 2000 человек и получил освещение в прессе.

На второй «Абракадабре» количество участников возросло вдвое. Был также расширен формат фестиваля. В трех категориях – «Музыка», «Видео» и «Аудиовизуальный перформанс» – выступило более 30 артистов и групп. Фестиваль проходил в течение трех дней сразу на нескольких площадках.


Для выступления техно-групп и показа аудио-визуальных инсталляций были оборудованы две площадки в Экспоцентре (первоначально планировалось использовать два павильона на ВВЦ). Там расположились «абраДОМ», «абраПОРТ» и «абраЛАБ», которые функционировали в традиционное «клубное время» – на протяжении двух ночей подряд. Основой ночной программы стали известные в среде техно-меломанов британцы DJ Daddy G (основатель группы Massive Attack) и DJ Queen Bee; канадский музыкант Аарон Фанк, выступающий под псевдонимом Venetian Snares и играющий жесткую электронику с изощренными метрами (на 7/4, а иногда на 9- и 11/4), иногда с цитатами из современной оркестровой музыки; проекты O.M.F.O. (Голландия) и Solar X (Великобритания), в которых играют российские музыканты, уехавшие на Запад 10-12 лет назад. В программе присутствовало также более десяти отечественных ди-джеев и групп, в основном работающих в стиле IDM (intellectual dance music). Курировал музыкальную часть фестиваля американский композитор и саунд-продюсер Кейт Фуллертон Уитмен (Hrvatski).


Помимо ночных танцполов на фестивале впервые была задействована и площадка в виде традиционного концертного зала. Им стал Большой зал «35 мм» на Покровке. Идея пригласить академический ансамбль для исполнения переложений электронной музыки принадлежала одному из организаторов Абракадабры, Дмитрию Гарину, побывавшему на консерваторском концерте известной Студии Новой Музыки. В результате, Студия новой музыки под управлением Игоря Дронова отыграла на открытии фестиваля оригинальную часовую программу. Репертуар, казалось, был несоединимым – инструментальные переложения треков известных британских техно-исполнителей : Aphex Twin, Squarepusher и Boards Of Canada (аранжировки были выполнены несколько лет назад для совместного проекта лейбла Warp и оркестра London Sinfonietta); ансамбль классика музыкального авангарда XX в. – Octandre Эдгара Вареза; минималистические партитуры российских композиторов Игоря Кефалиди и Андрея Кулигина. Видеопроекция жестов исполнителей в реальном времени (на большом экране за сидящим на сцене ансамблем) сделала концерт захватывающим и в визуальном отношении. «Для нашего ансамбля участие в подобном кроссовере стало интересным опытом, – говорит художественный руководитель Студии новой музыки, композитор Владимир Тарнопольский. Направление нам видится перспективным, особенно когда речь идет о массовом молодежном фестивале».


Концерт продолжил уникальный аудио-визуальный проект Cyclo, выполненный двумя медиа-артистами мировой известности: обладателем «Золотой Ники» на фестивале Ars Electronica Риоджи Икеда из Японии и Карстеном Николаи из Германии. Cyclo – «опыт визуализации абстрактного звука»: нагромождение «ископаемых» аналоговых электронных шумов и щелчков, каждый из которых одновременно отображается графически на видеэкране (белые точки, линии и «всплески» – на черном). Шумовой и видеоряд настолько слиты между собой, что поначалу возникает иллюзия, будто бы именно происходящее на экране вызывает весь этот шум и скрежет… На самом деле, изначально имелся набор шумовых образцов, используемых в мастеринге виниловых грампластинок, затем к аудио-оборудованию был подключен монитор со специальным программным обеспечением, переводящим звуковую волну в графический образ, и таким образом был визуализирован аудио-спектр. Позже процесс был «вывернут наизнанку»: на основе визуализации был создан интерфейс для создания музыки при помощи графических инструментов.


Во втором концерте в зале «35 мм» приняли участие Moscow Laptop Cyber Orchestra, дуэт американской электро-арфистки Зины Паркинс и японской барабанщицы Икуэ Мори; группа Fusedmarc и К.Ф. Уитмен со своими композициями. Пока остающийся уникальным для России «Оркестр лэптопов» был создан год назад директором Термен-центра электроакустической музыки и мультимедиа Андреем Смирновым. Его идея – в коллективной импровизации, в оперировании разнохарактерными звуковыми событиями при помощи выстраиваемых в реальном времени алгоритмов взаимодействия. Оркестр из 11 человек за компьютерами долгое время репетировал «за закрытыми дверями», лишь в единичных случаях вынося фрагменты своих экспериментов на публику (не считая видеороликов в сети). Процесс его становления, по мнению участников, продолжается и в настоящее время.


Видеопрограмма фестиваля под руководством медиа-художника Вадима Эпштейна (VJ EPS) объединила несколько культовых видеохудожников – «виджеев» из Великобритании, Чехии и России.


Фестиваль «Абракадабра» оказался удачным динамичным проектом, не только показавшим жизнеспособность отечественного альтернативного искусства, но и успешно вписавшим его в мировой контекст.


Иллюстрации – см. в бумажной версии журнала

Купить этот номер...