Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2006, № 1, с. 62-66, рубрика «Как это устроено?»

MIDI-ТЕХНОЛОГИЯ В КАРТИНКАХ И ТАБЛИЦАХ

Живайкин П.Л. 
руководитель Студии современной музыки «Форте» и Интеллект-центра Творческого центра «Москворечье»


Появившаяся в начале восьмидесятых годов MIDI-технология вскоре получила новый импульс в связи с широким распространением персональных компьютеров. И хотя еще в 1991 году мне попалась какая-то статья, где почти со злорадством перечислялись ее недостатки и предсказывалась скорая кончина, до настоящего времени альтернативной идеи и альтернативной технологии создано не было.

Основными недостатками MIDI считаются низкая скорость передачи информации, узкий диапазон изменения параметров и ограниченная сфера применения. В то время как одно из главных ее достоинств – небольшой объем файлов – в последнее время уже потеряло решающее значение: цены на пишущие CD-приводы и «болванки» для записи становятся все доступнее. А с появлением широких возможностей по использованию при создании музыки готовых, заранее записанных музыкальных фраз с CD-качеством (всякие «лупы», «сэмплы» и т.п.) многие «артисты» вообще решили, что таких проблем, как обучение нотной грамоте, владению инструментом, MIDI-технология и пр. для них не существует.

Следуя этой логике, запись музыки банальными нотами и диезами должна была уйти в небытие с появлением фонографа Эдисона. Вот когда настоящий прогресс пришел на смену устаревшей технологии и беспросветному консерватизму! Как подумаешь, что и Бах, и Шнитке пользовались одними и теми же пятью нотными линейками, то такие понятия, как «секвенсер» или «контроллер» уже не кажутся столь древними.

Однако, если принять во внимание, что MIDI-технология изначально предназначалась не для записи или воспроизведения музыки, а только лишь для управления на некоем расстоянии (в пространстве и времени) синтезаторами, звуковыми модулями и прочими «железными» ящиками, то многие претензии к ней будут сняты. Это все равно, что упрекать виолончель за плохое звучание во флейтовом регистре. Научись правильной аранжировке, а иначе и Ростропович не поможет!

Итак, чтобы закончить мысль о достоинствах и недостатках MIDI, сделаем несколько предварительных выводов. Во-первых, MIDI-технология остается ведущей в компьютерной и аппаратно-студийной области. Во-вторых, она совершенствуется, учитывает новые требования и новые технические возможности. Об этом говорит последовательное появление стандартов GM, GS и XG. В-третьих, идея оказалась настолько удачной, что MIDI-технология вовлекает в сферу своего влияния все новые и новые области, для которых она и не предназначалась, – управление магнитофонами, устройствами звуковой обработки, микшерскими пультами (не говоря уже о мультимедийных продуктах и компьютерных играх).

Здесь же хочу затронуть еще одну близкую мне тему. В музыкальном обучении качество звучания уже не играет столь значительной роли, как в звукозаписи или концертной деятельности. Зато возможность воспроизводить изучаемый опус в любом темпе и (тут вокалисты и духовики должны затаить дыхание) в любой тональности делают MIDI-технологию незаменимой в музыкальных школах и училищах. Смешно сказать, но для этого достаточен 286-й компьютер со звуковой картой за 40 долл. Я думаю, недалеко то время, когда некий аппарат, c подобными характеристиками станет распространенней метронома. А вместо толстых нотных сборников люди будут покупать дискеты с этюдами Черни или Шопена.


Не учиться, не учиться и еще раз не учиться

Когда ко мне приходит молодой человек с просьбой научить его работать с какой-нибудь программой, я предлагаю для начала пройти азы MIDI. Если до этого он уже записал пару треков на каком-нибудь секвенсере, то его первая реакция: «Да это и так понятно»! Когда ему показываешь разницу между MIDI-файлом, «настуканным» (выражение грубое, но справедливое) одним пальцем в шаговом режиме, и аранжировкой, сделанной с учетом всех возможностей MIDI, он с энтузиазмом хватается за все доступные источники информации.

Здесь его подстерегают первые неприятности. В течение многих лет разные наши авторы пишут о MIDI в различных журналах, а иногда и в книгах. Это по-настоящему хорошо, потому что никакого другого учебника или пособия нет. Трудно судить о зарубежных изданиях, которые усиленно рекламируются в американских и английских музыкальных журналах. Переводить их – сплошное мучение из-за горючей смеси компьютерных, музыкальных и «жаргонно-тусовочных» терминов. Вполне возможно, что такой переводчик еще не родился.

О второй очереди неприятностей многие сразу и не догадываются. Дело в том, что эти пособия пишут не музыканты и преподаватели, а инженеры, программисты и дилеры. Не кажется странным, что учебник по теории музыки написан не Полом Маккартни или Владимиром Спиваковым, а скромным профессиональным педагогом. Я не думаю обижать или обвинять кого-нибудь из авторов. Спрос есть, и писать об этом надо. Но, к сожалению, и логика изложения, и форма, и прочие невинные педагогические приемы во всех материалах отсутствуют.

Рано или поздно об этом догадывается любой читатель. Он прочитывает страницу за страницей один раз, потом второй, третий… И, наконец, приходит к одному из трех выводов.

«Мне никогда этого не одолеть», – решает он, и это порой справедливо. Сведения не систематизированы, изложены в произвольном порядке, отрывочны, и не все термины объяснены…

«Ну и черт с ним, проживу без этих премудростей» – может подумать уставший читатель. И здесь я соглашусь – о смертельных исходах от незнания MIDI что-то пока не слышно!

А если ему совсем не повезет, он решит, что нечего тратить время и деньги на книги и журналы, благо у всякой программы есть руководство и хэлп. И хотя я знаю книгу об одной популярной музыкальной программе, содержащую по пять-шесть ошибок на страницу в логике, фактах, в английском, а иногда и в русском языке – тут я с ним не соглашусь никогда.

Во-первых, эти руководства и хэлпы создают те же программисты с их «особенным» видением мира. Если бы этих руководств было достаточно, компьютерные отделы книжных магазинов не сияли бы такой глянцевой пестротой.

Во-вторых, ни в одном руководстве я не видел ничего похожего на фразу: «Здесь наша программа должна сделать то-то, но почему-то она этого не делает». Столько полезного можно найти в журналах, что порой кажется, будто производители заранее договариваются с журналистами о том, какие они наделают «бяки» в программах, а уж писатели на радость читателям будут их на этом ловить.

На основании всего вышесказанного хочу обратиться к любому человеку, будь он музыкант, звукорежиссер, разработчик мультимедийных программ или простой любитель, – покопаться в музыкальных программах: MIDI-технология не устарела, не так уж и сложна и не будет тормозом в вашем творчестве – смелее!

В этом материале будут рассмотрены самые первые, и, пожалуй, самые главные темы – назначение MIDI и типы MIDI-сообщений.


Назначение MIDI и подключение MIDI-устройств
Что такое MIDI-технология

MIDI – Musical Instrument Digital Interface – компьютерный протокол (иногда говорят – язык), предназначенный для связи одного музыкального устройства с другим. Оба эти устройства должны обладать любого вида микропроцессором или программой, которые поддерживают MIDI-протокол.

Рис. 1. Пример использования MIDI. На синтезаторе вы можете играть ноты, выбирать новый тембр инструмента, менять громкость, но сам он сейчас не звучит. Все перечисленные действия передаются по MIDI-кабелю (красного цвета) в виде команд на звуковой модуль. Последний выполняет все эти действия (звучат сыгранные ноты, меняется тембр и громкость) и выдает звук через обычные динамики. Красная стрелка показывает направление потока MIDI-сообщений.

Цель MIDI – управлять работой музыкального устройства не с его панели или клавиатуры, а на расстоянии (по MIDI-кабелю) – с другого устройства. Для этого второе устройство передает первому последовательность управляющих команд, которые называются MIDI-сообщениями.


Какая информация передается с помощью MIDI

Все, что вы делаете, управляя работой своего музыкального устройства (крутите ручки, нажимаете на кнопки, играете на клавиатуре), может передаваться в виде управляющих MIDI-сообщений на ваше устройство с другого MIDI-устройства.

Примечание 1. MIDI-сообщение передает не сам звук (аудиоинформацию) или какие-то его характеристики, а только управляющие команды, которые выполняются устройством-получателем.

Примечание 2. Сам процесс передачи MIDI-сообщения может осуществляться в реальном времени (во время исполнения или воспроизведения музыки), но может быть и разорванным во времени. В этом случае MIDI-сообщение записывается в виде файла на дискету или хард-диск компьютера, а потом считывается устройством-получателем.


Какие музыкальные устройства могут получать и принимать информацию по MIDI?

Технология MIDI с самого начала была предназначена для связи между самыми различными устройствами (синтезаторами, звуковыми модулями, компьютерами, устройствами цифровой обработки звука и многими другими).

MIDI-устройство должно иметь:

  • внутри – программу или микропроцессор, который понимает MIDI-информацию;
  • снаружи – разъемы, к которым подсоединяется MIDI-кабель.

MIDI-разъемы

По MIDI-кабелю (в отличие, скажем, от телефонного) информация передается всегда в одном направлении. Поэтому каждый MIDI-разъем используется только для одной цели в зависимости …


Полный вариант статьи вы можете прочитать в бумажной версии журнала

Купить этот номер...