На главную О журнале Оглавления выпусков ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ Подписка, купить СобытияОбразование, услуги Киоск изданий Музыкальное оборудование Медиатека Клуб журнала Гостевая книга Контакты,редакция,авторы |
Из публикаций 2004–2017
Музыка и Электроника, 2017, № 2, с. 6, рубрика «Новые образовательные технологии»
Елена Орлова, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов РФ, г. Москва Преподаватели-теоретики перед новой музыкально-образовательной парадигмой Миссия музыковедов-историков в XXI веке — осмысление тектонических сдвигов, происходящих в современном музыкальном мире. Насколько успешно она выполняется — судить не сейчас, хотя призывать к её выполнению следует. Но столь же важным представляется и формирование музыковедами-педагогами новой образовательной методологии, постепенное и всё более активное вооружение методами и методиками преподавания искусства в соответствии с нынешней культурной реальностью. — Реальностью, вдоль и поперёк пронизанной современными цифровыми технологиями создания, обработки, изучения, исполнения музыки и мультимедийными формами распространения искусства в целом. Журнал «Музыка и Электроника» может по праву считать своей заслугой формирование ещё одного образовательного движения в стране (помимо сообщества преподавателей игры на клавишных музыкально-цифровых инструментах) — на сей раз движения преподавателей музыкально-теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ, с увлечением начинающих осваивать и внедрять в свою педагогическую практику музыкально-цифровые и даже шире — мультимедийные технологии. По большому счёту — стремиться к соответствию вызовам нового времени. А в нём значительной становится роль синтетических жанров. Музыкальные же в своих автономных формах (исторической вершиной которых в Европе стала симфония) теряют свою самостоятельную значимость. Музыка всё чаще нуждается в поддержке других видов искусства, проявляя себя в смешанных аудиовизуальных формах выражения, а нередко становится почти неотделимой от видеоконтента. И современные педагоги начинают понимать необходимость выработки новых навыков постижения музыки, её элементов (как при пассивном распознавании, так и при активном воспроизведении), а также умение анализировать её содержание в мультимедийном контексте искусства XXI века. Редакция нашего журнала на базе МЦ «Искусство и образование» стала инициатором реализации носящейся в воздухе идеи специального фестиваля-конкурса музыкально-образовательных мультимедийных проектов по сольфеджио и музыкальной литературе, проведя в марте 2012 г. совместно с Учебно-методической лабораторией РГПУ им. А.И. Герцена Всероссийский фестиваль-конкурс «Музыка и мультимедиа в современном образовании». Затем последовали организация и всемерная поддержка журналом пяти ежегодных мартовских фестивалей-конкурсов учебных проектов «Музыка и Мультимедиа в Образовании» («ММО» — 2013–2017) в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. И практически сразу — с 2014 г. — в Москве стали проходить ежегодные масштабные июньские Ассамблеи преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, по праву получившие международный статус (о возможности участия в ближайшей IV Ассамблее 1–5 июня см. на сайте muzelectron.ru). Однако важен не сам факт проведения мероприятий, а, прежде всего, происходящие на них выделения лучших проектов, реальный и ценнейший обмен опытом, а также и критическое осмысление результатов деятельности преподавателей-теоретиков в новой для них области — применения компьютерных программ и средств мультимедиа. И если начинали теоретики прежде всего с записанных на цифровых аудионосителях тембровых диктантов, с освоения графических программ-нотаторов и презентационной программы PowerPoint, то потом захотелось большего — подключения флеш-технологии, аудио и видеоредакторов (поначалу из несложных компьютерных программ). Стали появляться не только аудио хрестоматии по истории музыки, но и различные музыкальные видеопособия. Дело — новое, музыкантов в консерваториях ему не учили. Но теоретики понимают, что без этого уже не обойтись. Иначе новые поколения учащихся и студентов перестанут воспринимать учителей, которые опираются только на «крюковые пометы», бумажные издания, символику движения рук, голосовые связки и преобладающий фортепианный тембр в качестве инструментальной опоры слухового воспитания на уроках сольфеджио. Кстати, после которых выпускники ДШИ нередко выходят в окружающий поликультурный мир «глухими», не разбираясь в звуковысотном составе современной аудио-атмосферы, пропитанной синтетическими тембрами, разными нетемперированными, в т.ч. внеевропейскими строями, необычными ладовыми и полиритмическими структурами, «нестандартными» манерами звукоизвлечения. Традиционное сольфеджио ограничено рамками европейской классицистской традиции, развивая в основном мелодический слух и, отчасти, интервальный. Гармонический при этом остается втуне. Но всякое новое всегда встречает сопротивление. Как же, — говорят приверженцы традиционных методов обучения, — мы по старинке добивались высочайших результатов! Зачем всё усложнять, вводить гармоническую и полифоническую аранжировку, мультимедиа средства с видеорядом, который отвлекает внимание учащихся от слухового постижения законов музыки? Плодотворность традиционных методов никто не оспаривает. Более того, они должны оставаться основой развития слуха музыканта. Но элементы видео, тембровые аранжировки и фонограммы, вводимые в качестве дополнительных составляющих урока, способствуют выявлению образного контекста учебного материала, обычно преподносимого теоретиками в сухой инструктивной форме и, соответственно, «техницистски» изучаемого детьми. «Традиционалисты», бывает, договариваются до нежелательности использования и интерактивной доски на уроках сольфеджио, причём даже на занятиях по элементарной теории музыки! Но наглядные пособия никогда не запрещались. Если же вдруг их «объекты» начинают двигаться и интерактивно взаимодействовать с учащимися — это ведь только разнообразит и оживляет урок, делает его более интересным и привлекательным для детей. Вместе с тем дебютантов в новом деле подстерегают опасности, которые нельзя замалчивать. И это, прежде всего, неуёмное желание опираться только на инновационные методики, использование мультимедийных технологий в качестве единственной, а не дополнительной основы для проведения урока. Кроме того, у вступающих на новую мультимедийную стезю встречаются и стилистические просчёты. И здесь важен учёт опыта преподавателей клавишных музыкально-цифровых инструментов, которые почувствовали раньше «теоретиков», что музыке без видео в современной культуре существовать бывает не просто. Однако «педагоги-клавишники» уже успели уяснить для себя, прежде всего, следующее: музыка в их мультимедийных проектах должна быть на первом плане, а все другие художественные медиа — вспомогательными. Видеоряд не должен быть ярким и пёстрым (отвлекающим восприятие от звукового), не должен быть поспешным в смене кадров, но органично соотноситься с музыкальной формой и драматургией целого. А в том случае, если учебные проекты привлекают заимствованные видео, в конце необходимы ссылки на источники. Пока государственные стандарты ещё только примеряются к назревшим изменениям, наши педагоги не теряют времени даром. Сами осваивают новые технологии. Или прибегают к помощи преподавателей-смежников (разных подразделений современных школ искусств), а также к поддержке родителей учеников, владеющих цифровой техникой, да и собственно самих детей и подростков, которые всё чаще обнаруживают умения в использовании компьютерных программ, предназначенных для художественного творчества. • |