На главную О журнале Оглавления выпусков ИЗ ПУБЛИКАЦИЙ Подписка, купить СобытияОбразование, услуги Киоск изданий Музыкальное оборудование Медиатека Клуб журнала Гостевая книга Контакты,редакция,авторы |
Из ОБРАЩЕНИЯ в Министерства РФ. По итогам Всероссийской научно-практической конференции «Обеспечение преемственности образования в сфере музыкально-цифровых инструментов и технологий» 28 марта 2016 г. ГМЦ «КТМ и ЭМИ» (ДШИ им. М.А. Балакирева, г. Москва) Система музыкального образования в России, отстающая на полвека от многих зарубежных стран (не только Запада, но и Востока) по части освоения современного инструментария и образовательных технологий, нуждается в значительной коррекции. Специфика культуры XXI века во многом определяется компьютерно-цифровой революцией в области способов передачи информации, в т.ч. художественной, музыкальной. Происходят значительные сдвиги и в сфере подготовки профессиональных кадров. Выпускники музыкальных вузов нередко не находят работу по полученной традиционной специальности. Вместе с тем существует большой спрос на квалифицированных специалистов нового типа, владеющих, помимо традиционных, и новейшими музыкально-образовательными технологиями, а также способами создания, аранжировки, исполнения, записи и воспроизведения музыки, в т.ч. в разного рода мультимедиа проектах. Важно обеспечить преемственность и последовательность уровней образовательного процесса по освоению электронного музыкального инструментария на всех 3-х уровнях обучения музыкальному искусству — начальном, среднем и высшем. На начальном уровне музыкального образования — необходимо скорейшее создание и утверждение ФГТ к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Электронные музыкальные инструменты»* для ДМШ и ДШИ. Т.к. дальнейший образовательный путь для выпускников школ уже обозначен: продолжение обучения на среднем и высшем уровнях образования по имеющимся государственным стандартам «Музыкальная звукорежиссура», «Музыкальное звукооператорское мастерство» и профилю «Компьютерная музыка и аранжировка». А основы искусства электронной аранжировки (в т.ч. на клавишном синтезаторе, музыкальном компьютере) и приемы управления звуком начинают изучаться в школах. Необходимо поддержать комплексное развитие данного образовательного направления, взяв на вооружение опыт наиболее продвинутых в этом отношении школ. При этом первая половина 8(9)-летнего цикла обучения в школе искусств по программе «Электронные музыкальные инструменты» должна проходить с опорой на освоение клавишного синтезатора (в соответствии с ведущим для раннего детского возраста игровым видом деятельности), а вторая — с более активным привлечением музыкального компьютера и связанной с ним деятельностью по электронному сочинению, компьютерной аранжировке, моделированию (саунд дизайну), звукорежиссуре, проектной мультимедийной работе (созданию музыкальных презентаций и др.). Пребывание же ныне только в общеразвивающем русле отодвигает социально-востребованную образовательно-инновационную деятельность на задворки серьёзного учебного процесса, опуская её на уровень кружковой работы и любительского музицирования. Направление электронного музыкального творчества имеет все основания для получения предпрофессионального статуса в ДМШ и ДШИ, поскольку существует и развивается в школах страны уже в течение 20 лет.
Направления же обучения на среднем и высшем уровнях обучения — в ссузах и вузах — следует усилить новыми специальностями. Удаление вузовского профиля «Музыкально-компьютерные технологии» из образовательных госстандартов, случившееся несколько лет назад, было опрометчивым и недальновидным. Необходимо вернуть этот направление или ввести аналогичные, например, «Электронное музыкальное творчество», либо «Электронное музыкально-инструментальное искусство» и т.п., которые могут включать области электронной музыкальной композиции, импровизации, аранжировки, инструментовки, исполнительства, звукорежиссуры, саунд дизайна, подготовку педагогов и др. Способствовать Министерству культуры в подготовке новых предпрофессиональных и профессиональных программ и специальностей сможет общероссийская общественная Национальная экспертная коллегия по разработке и внедрению ФГТ и стандартов обучения в области электронного музыкального инструментария и творчества, сформировавшаяся в процессе сотрудничества соответствующих Методических центров гг. Москвы, Санкт-Петербурга и всероссийского образовательного журнала «Музыка и Электроника». Возможные паллиативные варианты введения новых специальностей — путем расширения инструментария внутри имеющихся стандартов:
Представители
отечественного композиторского сообщества
и ведущих музыкальных вузов, колледжей, детских школ искусств России * Понятие «электронные музыкальные инструменты» трактуется здесь в широком его значении, включающем как концертно-игровые, так и студийные электронно-цифровые инструменты (музыкальные рабочие станции, музыкальный компьютер) и т.п. ^ |