Из публикаций 2004-2012:

Музыка и Электроника, 2005, № 2, с. 2-3, рубрика «Маэстро»

ЖАН-МИШЕЛЬ ЖАРР:
электронная легенда ушедшего века


 Валерий Белунцов 
композитор, учёный секретарь Ассоциации электроакустической музыки России, ведущий передач «Музыка, компьютер, интернет» и «Виртуальный меломан» на Радио России

Одним из самых ярких представителей популярной электронной музыки конца ХХ века является французский композитор Жан-Мишель Жарр, широко известный по архитектурно-свето-музыкальным представлениям на открытом воздухе («out-door concert performance»), которые в разных странах мира посетили миллионы людей.

В своих музыкальных композициях Жарр всегда сочетал мелодико-гармоническую структуру популярной музыки с поисками новых тембров и звучаний, используя широкие возможности электронной музыки. В то же время во многих его произведениях прослеживается влияние не только популярной, но и академической музыки. Особенно заметны традиции минимализма. Среди композиторов, развивающих направление электронной музыки, предшественником Жарра можно считать крупного немецкого мастера Клауса Шульце.

Музыка Жан-Мишеля Жарра замечательна тем, что находится на стыке нескольких жанров. С одной стороны, любители поп-музыки и техно услышали в ней знакомые ритмы и запоминающиеся простые мелодии. Любителям рока наверняка пришлись по душе яркие короткие «риффы», то и дело возникающие не только в мелодической линии, но в басу и контрапунктирующих голосах. Иногда из отдельных риффов, как из кирпичиков, складывается целое здание фактуры музыкального сочинения. Любители академической музыки всегда ценили в композициях Жарра то, что многие из них, если разобраться, несут в себе серьёзные идеи, а структура альбомов достаточно сложна и является, по сути, развитием идеи симфонического цикла (и переходом этой идеи на новый уровень). Наконец, любителям авангарда и электроники нравились новые тембры и звучания, которые Жарр с неизменной изобретательностью находил для своих сочинений.

Композитор родился в Лионе 24 августа 1948 года. Его отец, Морис Жарр, также был композитором, так что сын с малых лет был окружён музыкой. Он начал учиться играть на фортепиано в пять лет, а, будучи школьником, очень сильно увлекался игрой на электрогитаре. При этом он пытался создавать собственные группы, а также то и дело присоединялся к другим группам, во множестве создававшимся его сверстниками и довольно быстро распадавшимся. И хотя юный Жарр не останавливался и даже с одной из них получил приз парижского «фестиваля улиц», главным делом в то время для него была всё-таки не музыка, а филология. Именно по этой специальности он и получил основное образование.

Возможно, так бы и разочаровался Жарр в своих музыкальных возможностях, а мы так и не узнали бы его как музыканта. Однако в двадцатилетнем возрасте он познакомился со знаменитым Пьером Шеффером, занимавшимся исследованиями в области электронной музыки. Жарр тут же увлёкся конкретной музыкой, а также различными методами создания новых тембров. Уже в 1969 году он записал несколько пьес для магнитной ленты. Тогда же вышел его экспериментальный электроакустический альбом La Cage, который обычно не включается в официальную дискографию Жарра.

Через два года был выпущен ещё один альбом с музыкой того же жанра. Он назывался Deserted Palace. В некоторых источниках указывается, что альбом «мало кого заинтересовал». Возможно, это действительно было так: для экспериментальной электроакустики эта музыка была недостаточно «новой», а для популярного жанра – слишком сложной.

Примерно в это же время Жан-Мишель Жарр показал свою электронную музыку в Парижском оперном театре. Здесь он пишет семь частей балетной музыки, причём каждая из них соответствует одному из цветов радуги. Затем в течение нескольких лет композитор занимается традиционными стилями. В частности, сочиняет музыку к нескольким кинофильмам. Наиболее известным из них стал фильм Les Granges Brulees, в котором снимался так хорошо известный нам сегодня актёр Ален Делон.

Однако новые средства выразительности всё-таки привлекают Жарра сильнее. И вот, наконец, у него возникает замысел электронного альбома «Oxygene». В то время сочинение электронной музыки ещё не происходило с ее одновременной записью-реализацией в звуке. Это стало возможным только теперь – во времена господства персональных компьютерных студий. А тогда нужно было сначала наметить идею альбома, «сочинить музыку» в виде какой-либо фиксированной нотной последовательности и уже затем заниматься записью альбома. В 1976 году студии звукозаписи, в которых можно было реализовать подобные идеи, были дорогими. К тому же их было совсем немного, и ни одна из них не подходила. К счастью, Жарр уже несколько лет почти все деньги тратил на покупку электронного музыкального оборудования. В результате альбом был записан в его частной студии с использованием синтезаторов ARP, AKS, VCS-83, «гармонического синтезатора» RMI, электрооргана Farfisa, меллотрона и драм-машины.

Потом довольно долго Жарр совершенно безрезультатно обращался к разным издателям, пытаясь договориться о том, чтобы его альбом увидел свет. Издатели пластинок отказывали ему один за другим, так как привыкли к музыке, которая либо исполняется на обычных акустических инструментах, либо является совсем уже «экспериментальной» и «авангардной» (несмотря на всю нелепость этого «термина»). Но всё-таки нашёлся человек, который заинтересовался идеями Жарра. Это был человек, который до того открыл французам группу Pink Floyd и Дэвида Боуи. Звали его Франсис Дрейфус. В результате сотрудничества Жарра и Дрейфуса в конце 1976 года альбом «Oxygene», наконец, был издан. И совершенно неожиданно для обоих этот альбом принес головокружительный успех. Впоследствии он станет многократно золотым и по продажам будет долго занимать первые строчки мировых хит-парадов. Международный релиз альбома 1977-го года разошелся тиражом в 6 миллионов экземпляров. Газета Daily Mirror назвала этот альбом «французской революцией в рок-музыке», а американский журнал People присудил Жарру звание «человека года». Сейчас альбом Oxygene признан самым успешным в истории французской звукозаписывающей индустрии!

Альбом состоит из 6 частей. Названы они без изысков – Oxygene 1, Oxygene 2 и так далее, до Oxygene 6. Это первый альбом в официальной дискографии Жарра. И это не случайно – только в нём, наконец, композитор, что называется, «нашёл себя». Здесь музыка находится именно на той точке стыка многих жанров, о которой мы говорили в начале статьи. Альбом остаётся популярным по сей день и не так давно был вновь издан в пересведённом виде, чтобы отвечать акустическим требованиям начала XXI-го века.

В 1978 году состоялась свадьба композитора с Шарлоттой Рэмплинг, а в декабре того же года был издан новый альбом Жарра – «Equinox», который продолжил традиции «Oxygene» и закрепил его успех, разойдясь тиражом в 7 миллионов экземпляров.

Затем в течение трёх лет Жарр не создавал оригинальных композиций, а использовал отрывки из своих двух успешных альбомов для музыки к кинофильмам. Поклонники электронной музыки с нетерпением ждали новых альбомов Жарра. И в июне 1981 года таковой, наконец, появился. Он назывался «Magnetic Fields» (во французском варианте – «Les Chants Magnetiques»). Однако он не привнёс ничего нового в уже сложившийся образ Жарра-музыканта. Поклонники по-прежнему с радостью слушали его и наслаждались новыми тембрами, совмещёнными с яркими мелодическими оборотами. Этот альбом по сравнению с Equinox и особенно с Oxygene стал, пожалуй, некоторым шагом назад. Здесь было больше традиционных популярных ритмов, тембры стали более «гладкими», а общая «симфоничность» цикла прослеживалась не так ярко, как раньше.

В том же году он был приглашён с концертами в Китай. Это было настоящее политическое событие, так как в Китай тогда западных музыкантов не приглашали (как говорят, по идейным соображениям). А вот Жарра позвали, и он принял приглашение. Дал два концерта в Пекине и три – в Шанхае. Концерты посетили более 400 тысяч человек. А в следующем году был выпущен двойной альбом, основанный на записях этих концертов. Кстати, помимо отрывков из трёх вышедших ранее альбомов в Китае Жарр представил и новые сочинения, например, пьесы «Night In Shanghai» и «Souvenir Of China».

А в 1983 году Жан-Мишель Жарр изменил «великим принципам художника» и, что называется, «учудил». Он записал альбом «Music For Supermarkets» и выпустил его в одном (!) экземпляре. Этот экземпляр был продан с аукциона за 70 тысяч франков и попал в книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой альбом. Музыка альбома после его продажи один раз транслировалась по люксембургскому радио, после чего мастер-плёнки были торжественно уничтожены. То есть музыка должна была остаться неизвестной почти всем, кроме одного счастливого обладателя пластинки. Утверждают, тем не менее, что некоторые ее композиции всё же были записаны заново и изданы в последующих альбомах Жан-Мишеля Жарра.

Продолжение следует

Статью с большим количеством иллюстраций см. в бумажной версии журнала

Купить этот номер...